Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №6/2002

Я ИДУ НА УРОК

И.В. БОЛГОВА,
учитель биологии с.ш. № 1945 «Синяя птица»,
г. Москва

Окончание. См. No 5/2002

Клетка – структурная и
функциональная единица живого

(Обобщающий урок в форме деловой игры в 10-м классе)

Четвертый тур. «Я задаю вопросы»

Учитель. Этот тур можно определить как интеллектуальную дуэль между командами. Команды по очереди задают друг другу вопросы об органоидах клетки.

«Прокариоты». Что такое избирательная проницаемость мембраны? (Клеточная мембрана проницаема для одних веществ и непроницаема для других.)

«Эукариоты». Какие бывают типы эндоплазматической сети (ЭПС) и чем они различаются? (Гладкая и шероховатая ЭПС; на шероховатой имеются рибосомы, а на гладкой они отсутствуют.)

«Прокариоты». Какие функции выполняет ЭПС? (Разделяет цитоплазму на отсеки, пространственно разделяет химические процессы, транспортирует белки (шероховатая ЭПС), синтезирует и транспортирует углеводы и липиды.)

«Эукариоты». Почему рибосомы относят к немембранным органоидам? (Рибосомы состоят из белка и рРНК и не имеют мембраны.)

«Прокариоты». В связи с чем аппарат Гольджи получил такое название? (Внутриклеточные структуры, названные позже аппаратом Гольджи, в 1898 г. обнаружил итальянский ученый Камилло Гольджи (1844–1926); Нобелевская премия 1906 г.)

«Эукариоты». Какое отношение к аппарату Гольджи имеют лизосомы? (Одна из функций аппарата Гольджи – формирование лизосом.)

«Прокариоты». Какова роль лизосом в клетке? (Переваривание веществ, поступивших в клетку, уничтожение ненужных структур в клетке, саморазрушение клетки, если это необходимо.)

«Эукариоты». Какие существуют виды пластид? (Зеленые – хлоропласты, содержащие хлорофилл и каротиноиды и осуществляющие фотосинтез; желто-оранжевые и красные хромопласты, участвующие в синтезе крахмала, масел и белков; бесцветные – лейкопласты, продуцирующие каротиноиды.)

«Прокариоты». Перечислите органоиды движения. (Микротрубочки, реснички, жгутики.)

«Эукариоты». Что такое ядро? (Двумембранный органоид, состоящий из ядерной оболочки с порами, хроматина, ядрышка и ядерного сока.)

«Прокариоты». Какой органоид в растительной клетке самый большой? (Вакуоль.)

«Эукариоты». Почему в растительной клетке митохондрий меньше, чем в животной? (Животные способны к активному движению, поэтому их энергетические затраты выше, чем у растений, что и сказывается на количестве митохондрий.)

Учитель. Вы хорошо вооружены знаниями о структуре и функциях органоидов клетки. Перейдем теперь к процессам, происходящим в клетке.

Пятый тур. «Я слышу о клетке»

Учитель. Вам будут представлены определения структур клетки или процессов, происходящих в клетке. Необходимо подобрать к ним правильные термины. Вам представляется право выбора: правильный ответ на вопрос на красной карточке оценивается на «5», на зеленой карточке – на «4».

«Прокариоты». Живое содержимое клеток эукариот, состоящее из ядра и цитоплазмы с органоидами. (Протоплазма.)

«Эукариоты». Содержимое клетки за исключением плазмалеммы и ядра. (Цитоплазма.)

«Прокариоты». Наружный слой животной и бактериальной клеток, состоящий из полисахаридов и белков, выполняющий главным образом защитную функцию. (Гликокаликс.)

«Эукариоты». Пористая структура из целлюлозы, гемицеллюлозы и пектиновых веществ, придающая клетке прочность и постоянную форму. (Клеточная стенка.)

Учитель. Теперь сделаем наоборот: я называю и показываю понятие, а вы даете ему определение.

«Эукариоты». Эндоцитоз – это ... (Поглощение веществ клеткой за счет образования впячиваний или захвата их выростами мембраны.)

«Прокариоты». Экзоцитоз – это ... (Выведение из клетки различных веществ – гормонов, непереваренных остатков и др.)

Вопросы ученым секретарям.

1. Какие бывают виды эндоцитоза? (Пиноцитоз, фагоцитоз.)
2. Пиноцитоз – это ... (Поглощение капель жидкости мембраной – характерен для клеток грибов, растений и животных.)
3. Фагоцитоз – это... (Поглощение живых объектов и твердых частиц клеткой за счет образования пузырьков плазматической мембраной – характерен для лейкоцитов, поглощающих бактерий, а также для амеб.)

Учитель. Пятый тур вы преодолели успешно, правильно подобрав определения к терминам. Теперь проверим вашу наблюдательность.

Шестой тур. «Я наблюдаю за клеткой»

Учитель. Прежде чем приступить к заданиям шестого тура, ученым секретарям предоставляется возможность проявить себя еще раз – выполнить задания, предложенные на доске.

1-й секретарь. Рассказать о строении и функциях митохондрий.

2-й секретарь. Рассказать о строении и функциях хлоропластов клетки.

3-й секретарь. Рассказать о классификации органоидов клетки.

4-й секретарь. Выписать на доске названия органоидов, обозначенных цифрами на пособии «Клетка».

После того, как ученые секретари выполнят задания, каждой команде предлагается видеосюжет о процессе, происходящем в клетке. Задача команд – определить, что это за процесс, и ответить на вопрос.

«Эукариоты». Видеосюжет «Циклоз в клетке». Что такое циклоз?

«Прокариоты». Видеосюжет «Деление клетки – митоз». Каково значение митоза в клетке?

Учитель. Ну что ж, вы и с этим заданием справились отлично. В следующем туре вам предстоит побывать в роли исследователей.

Седьмой тур. «Я сравниваю и устанавливаю связь»

1. По два представителя от команды устанавливают связь между строением и функциями клетки. Вам предлагаются микропрепараты, изучив которые с помощью светового микроскопа, нужно определить: в чем особенность клеток ткани, с какими функциями это связано; назвать исследуемую ткань. Помните о правилах работы с микроскопом и предметными стеклами. Ребятам предлагают микропрепараты «Эпидермис листа герани», «Кровь человека», «Поперечно-полосатые мышцы», «Костная ткань».

2. Команды получают таблицы, в которых представлена сравнительная характеристика клеток растений и животных. Только у эукариот не заполнена графа «Особенности клеток животных», а у прокариот – графа «Особенности клеток растений». Вам предстоит восстановить научные данные – заполнить пустую графу. В этом вам поможет пособие «Строение клетки». Пожалуйста, приступайте к работе. Заполненные таблицы положите на стол ученых секретарей. Они их проверят и дадут свою рецензию.

3. В это время обратимся к ученым секретарям. Каждый ученый секретарь оценивает работу своего партнера.

4. Предоставляем слово исследователям, работавшим с микроскопами. Каждый исследователь дает краткий отчет о проделанной работе.

Итак, седьмой тур преодолен, кому-то из вас исследовательские навыки, приобретенные в школе, помогут в дальнейшем при изучении других наук. Ведь на нашей Земле действуют единые законы Природы. Однако, в любой науке есть правила, но есть и исключения.

Восьмой тур. «Я делаю исключение»

1. Какое исключение при изучении клеточного строения организмов можно сделать? К каким организмам оно относится? (Вирусы.)

2. Кто такие вирусы? В чем их особенности? (Мельчайшие живые организмы, не имеющие клеточного строения и являющиеся паразитами клеток прокариот и эукариот на генетическом уровне.)

3. Как оценивает значение вирусов человек? Приведите примеры. (Вызывают вирусные болезни растений, животных, человека.)

Девятый тур. «Я делаю выводы»

«Эукариоты». Так почему же клетка является структурной единицей организма? (Все живые организмы состоят из клеток. Клетка – один из уровней организации жизни. Неклеточных форм жизни нет, а существование вирусов лишь подтверждает это правило, так как они могут проявлять свои свойства живых систем только в клетках.)

«Прокариоты». Почему клетка является функциональной единицей организма? (Потому, что все свойства жизни: обмен веществ, рост, размножение, развитие, раздражимость, дискретность, питание, выделение, авторегуляция и ритмичность проявляются в клетке.)

Ученый секретарь. Я бы хотел добавить: клетка является еще и единицей развития организмов, обитающих на Земле. Ведь возникающие в ней изменения (например, мутации) могут привести к видоизменениям.

Учитель. После общения с вами в течение нескольких уроков я поняла, насколько вас заинтересовала эта уникальная тема. Логическим завершением нашего урока будет сочинение на тему «Поэма о клетке», которую вы написали сами. Предлагаю прочитать эту поэму, использовав творческое домашнее задание.

(Учащиеся читают свои стихи, а ученый секретарь «составляет» на доске клетку из «органоидов», сделанных самостоятельно учениками дома.)

Подведение итогов, выставление оценок.

Фото автора

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru