Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №20/2002

БОТАНИКА

Г.Г. ЗАХАРЧЕНКО,
кандидат пед. наук

Окончание. См. No 19/2002

Значение плодоводства.

Важнейшие группы плодовых и ягодных растений

3. Разрежьте плоды яблони, груши, вишни, сливы, абрикоса вдоль посередине. Рассмотрите строение и определите тип этих сочных плодов.
Сделайте схематические рисунки плодов (в разрезе). Объясните названия групп, к которым относятся изучаемые культуры; запишите свои выводы в тетради.

4. Изучите строение плодов ягодных культур, выращиваемых в вашей местности: смородины, крыжовника, винограда, малины, земляники и других; определите, к какому типу относится каждый из них.
Сравните ботанические и хозяйственные названия плодов; объясните название группы плодово-ягодных культур, плоды которых вы рассмотрели. Сделайте в тетради записи и зарисовки (табл. 7).

Таблица 7. Плоды ягодных культур нашей местности

 Таблица 7

5. Осмотрите насаждения плодово-ягодных растений на школьном участке, в саду местного хозяйства или опытной станции. Установите, к каким группам относятся рассматриваемые культуры по особенностям надземной системы.
Заполните табл. 8.

Таблица 8. Формы плодово-ягодных культур растений наших садов

Таблица 8

6. Ознакомьтесь с биологическими особенностями и хозяйственным использованием важнейших плодовых и ягодных пород, выращиваемых в зоне расположения школы; составьте их краткую характеристику (табл. 9).
Таблица 9. Характеристика основных плодово-ягодных пород нашего региона

Таблица 9

7. Узнайте, к каким ботаническим семействам относятся основные культуры, выращиваемые в садах и ягодниках вашего региона.
Заполните табл. 10.

Таблица 10. Ботаническая классификация плодово-ягодных культур

Таблица 10

8. Объясните, почему непохожие друг на друга по внешнему виду растения яблони, малины и земляники относят к одному и тому же семейству Розанные.
Заполните табл. 11.

Таблица 11. Растения семейства розанных

 Таблица 11

 9. Рассмотрите соцветия и цветки яблони, груши, вишни и сливы в саду учебно-опытного или вашего приусадебного участка (рис. 5).

Рис. 5. Строение цветков вишни (слева) и яблони (справа)

Рис. 5. Строение цветков вишни (слева) и яблони (справа):
1 – лепесток; 2 – тычинка; 3 – пестик с завязью;
4 – чашелистик; 5 – цветоложе; 6 – цветоножка

Определите тип соцветий и зарисуйте их схемы в тетради. Составьте формулу цветков этих культур и объясните сходство в их строении.

4. Плодово-ягодные растения в русских пословицах, поговорках и загадках

Земляника – культура из группы ягодных пород Плодовые и ягодные растения, произрастающие в естественных природных условиях, известны в нашей стране с доисторических времен. Однако культурное их разведение началось значительно позже и развивалось весьма медленно.

Земляника – культура из группы ягодных пород

Известно, например, что, начиная с Х в., плодоводством стали заниматься на территории Киевской Руси в монастырях и на княжеских землях. В ХV–ХVI вв. разводили сады в Москве и ее окрестностях. В XIX в. с развитием капитализма в России быстро увеличивалась численность городского населения, что вызвало повышенный спрос на продукты сельского хозяйства, в том числе на плоды и ягоды. Это послужило важной причиной расширения площадей под плодово-ягодные насаждения.

Персик – представитель группы косточковых породВ 80–90-х гг. XIX столетия на юге Российской империи, главным образом в Крыму, началась закладка промышленных садов; затем постепенно плодоводство продвинулось и в центральные губернии. Площадь под садами в 1913 г. составила 655 тыс. га.

Персик – представитель группы косточковых пород

В отличие от монастырей и помещичьих хозяйств, где издавна разводили плодовые и ягодные культуры, основная масса крестьянства не в состоянии была заниматься плодоводством. Это объяснялось суровыми зимами в большинстве регионов России, малоземельем и другими причинами.

Интересно, что в сборнике этнографа и писателя В.И. Даля (1801–1872) «Пословицы русского народа», завершенном им в 1853 г. и содержащем богатейший материал (более 30 тыс. пословиц, поговорок, метких слов и пр.), мы находим пословицы о плодово-ягодных растениях, разводимых в садах.

Груша – представитель группы семечковых породПриведем некоторые из них: «Сладко вишенье, да барско кушанье», «Не наша еда лимоны, есть их иному», «Недорог виноград терский, дорог хлеб деревенский, немного укусишь, а полон рот нажуешь», «Ягоду не видал сорок два года, а хоть бы и век, так нужды нет».

Груша – представитель группы семечковых пород

Значительное число пословиц, поговорок и загадок посвящено дикорастущим плодовым и ягодным растениям, широко распространенным в европейской части страны, на Урале, в Сибири и в других регионах. Дикорастущие плоды, ягоды, орехи с давних времен использовались в свежем или переработанном виде, а в ряде северных и восточных районов служили для населения основным источником витаминного питания.

В старинных загадках, дошедших до наших дней, речь идет о лесной яблоне, рябине, шиповнике, бруснике, лесном орехе (лещине) и других дикорастущих породах.

«Середь лесу дежа (квашня) киснет». (Яблоня.)

«Под ярусом, ярусом висит зипун с красным гарусом». (Рябина.)

«Сидит колюка на вилах, одета во багрянец, кто пойдет, того кольнет». (Шиповник.)

«Бегут, бегут рябчики по липову мосту, увидели море, бросились в воду». (Бруснику катают по решету.)

«Около гладко, в середке сладко, про ту сласть есть у нас снасть». (Орех.)

Задания для учащихся

1. Подготовьте на основе рекомендованной учителем литературы сообщение на тему «Плодово-ягодные растения в устном народном творчестве».

2. Найдите в сборнике В.Даля «Пословицы русского народа» пословицы, поговорки и загадки о плодовых и ягодных растениях.

Объясните смысл содержащихся в сборнике пословиц, а также укажите, какие особенности растений нашли отражение в загадках. Запишите свои выводы в тетради.

3. Найдите в сборнике В.Даля «Пословицы русского народа» загадки о дикорастущих плодово-ягодных растениях нашей страны. Узнайте о распространении и хозяйственном значении этих пород; расскажите об изученных растениях на занятии.


*Планирование занятий по курсу «Ботаника с основами растениеводства» см.: «Биология», № 3–6/2001.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru