Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №24/2002

БИОЛОГИЯ

Н.Б. РАНЕВА, Н.И. СОНИН

Биология. Человек

Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, Н.Р. Сапина «Биология. Человек»

Тема 1. Человек как биологический вид (2 ч)

Требования к результатам изучения темы

  • Учащиеся знают:

– место человека в системе органического мира;
– черты сходства человека и животных;
– факторы антропосоциогенеза; систематику человека.

  • Учащиеся умеют:

– раскрывать особенности строения тела человека, сущность рудиментов и атавизмов, их роль в эволюции человека;
– называть органы и системы органов человека, стадии развития человека и их признаки, расы человека, отделы скелета;
– распознавать на моделях, скелете, таблицах, рисунках отделы и кости скелетов человека и животных.

  • Учащиеся могут:

– раскрывать значение ископаемых, древнейших и древних форм человека, черты совершенствования человека, факторы расообразования;
– доказывать общность строения человека и животных, растений; единство происхождения.

Планирование темы

Урок 1. Место человека в системе органического мира.

Урок 2. Особенности человека.

Урок 1. Место человека в системе органического мира

Задачи: познакомить учащихся с особенностями строения человека, рудиментами и атавизмами, выявить черты сходства человека с животными, в том числе человекообразными обезьянами, различия между ними; определить место человека в системе органического мира; разъяснить особенности структуры учебника «Человек» и правила работы с ним.

Оборудование: скелеты человека и млекопитающих животных, таблицы, демонстрирующие их внешнее и внутреннее строение и развитие; торс человека; рисунки в учебнике, рабочие тетради с печатной основой, схема «Система органического мира».

? Почему великий систематик К.Линней включил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы?

Методические рекомендации

I. Знакомство со структурой учебника, правилами работы с ним. (Самостоятельная работа учащихся с учебником, беседа по ее результатам.)

Задание учащимся. Прочитайте статью «Как пользоваться учебником»; ответьте на следующие вопросы.

Что обозначают значки ?
Какие вопросы обозначены ?
Где в учебнике расположены лабораторные и практические работы?
С какой целью в учебнике даны задания под рубриками «Какие утверждения верны?», «Выберите правильный ответ», «Подумайте», «Проверьте свои знания»?
В каком порядке надо выполнять домашнее задание?

II. Изучение нового материала

1. Человек как часть живого. Положение человека в системе органического мира. (Беседа с учащимися с использованием схемы развития органического мира и знаний о клеточном строении и химическом составе организмов, систематике класса млекопитающих, отряда приматов.)

2. Черты сходства человека с животными, в том числе человекообразными приматами. (Самостоятельная работа учащихся с учебником и тетрадью по заполнению таблицы «Место человека в системе органического мира, признаки сходства человека с животными». Беседа по итогам самостоятельной работы с демонстрацией скелетов, таблиц, рисунков учебника.)

Таблица. Место человека в системе органического мира

3. Рудименты и атавизмы – доказательства родства человека и животных. (Рассказ учителя с демонстрацией таблицы «Доказательства эволюции человека», рисунков учебника, работа со словариком.)

III. Закрепление знаний

Закрепление знаний о месте человека в системе органического мира.

1. Самостоятельная работа по выполнению задания «Какие утверждения верны?» (стр. 7) с проверкой ответов.

2. Перекрестный опрос «Проверьте свои знания» (стр. 8).

IV. Выводы

Выводы по теме урока (стр. 9).

V. Задание на дом: изучить материал на стр. 1–3, выполнить задание на стр. 8. Составить план ответа на вопрос рубрики «Подумайте».

Урок 2. Особенности человека

Задачи: раскрыть характерные для человека особенности; выявить черты различия человека, человекообразных обезьян, животных; продолжить развивать у школьников умения сравнивать, обобщать; содействовать формированию идей материальности мира, развития в природе.

Оборудование: см. урок 1.

? Благодаря каким признакам и особенностям человек разумный является уникальным видом, наряду с его несовершенством?

Методические рекомендации

I. Проверка материала прошлого урока

1. Написать план ответа на вопрос: «Почему К.Линней включил человека в класс Млекопитающих, отряд Приматы?»; рассказать по плану.
2. Черты сходства человека с млекопитающими (ответ оформить на доске).
3. Составить схему систематики человека.
4. Беседа с использованием вопросов 1–8 рубрики «Проверьте свои знания».
5. Выполнение задания в «Рабочей тетради».

II. Изучение нового материала

1. Особенности человека. (Рассказ учителя с элементами беседы с демонстрацией таблиц «Головной мозг человека», «Мышцы человека», а также скелета, рисунков в учебнике.)

2. Отличия человека от животных. (Самостоятельная поисковая работа по учебнику, стр. 3–4, заполнение таблицы «Особенности человека»; беседа по результатам поисковой работы и таблице.)

Таблица. Особенности человека 

3. Проблемный вопрос урока ? . (Беседа по формированию верного полного ответа.)

III. Закрепление знаний

Закрепление знаний учащихся об особенностях вида человек разумный, его месте в системе органической природы. (Беседа по вопросу урока ? ; выводы о положении человека в органическом мире.)

IV. Задание на дом: изучить раздел II до конца; составить план статьи «Особенности человека» (стр. 4–5); выполнить задание в «Рабочей тетради» (стр. 9); повторить из курса «Природоведение» (5-й кл.) материал о происхождении человека, этапах его эволюции.

Тема 2. Происхождение человека (3 ч)

Требования к результатам изучения темы

  • Учащиеся знают:

– биологические и социальные факторы антропосоциогенеза;
– основные этапы эволюции человека, их характерные черты;
– характерные расовые признаки.

  • Учащиеся умеют:

– раскрывать усложнения человека в процессе его эволюции (ископаемого, древнейшего и древнего человека); происхождение и единство рас человека;
– распознавать на таблицах, рисунках расы человека, его исторические формы.

  • Учащиеся могут:

– раскрывать значение ископаемых, древнейших и древних форм человека, черты совершенствования человека, факторы его становления и образования рас;
– доказывать роль социальных факторов в эволюции человека, единство происхождения рас.

Планирование темы

Урок 1. Происхождение человека. Этапы его становления.

Урок 2. Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза.

Урок 3. Расы человека, их происхождение и единство.

Урок 1. Происхождение человека, этапы его становления

Задачи: сформировать у школьников знания о происхождении человека, этапах его эволюции; развивать умения выделять усложнения в строении и поведении исторических форм человека; содействовать формированию закономерностей познаваемости мира.

? Какие условия сыграли роль в появлении человека?

Методические рекомендации

I. Введение в тему

Происхождение человека. Исторические предки человека, особенности их строения, образа жизни. Причины различий и совершенствования. (Актуализация знаний о человеке по материалам, изученным в предыдущих классах. Беседа.)

II. Изучение нового материала

1. Эволюция древних предков – гоминидов. (Беседа с элементами рассказа учителя; поисковая работа с текстом учебника по выявлению характерных признаков гоминид.)

2. История возникновения человека. (Рассказ учителя; практическая работа с учебником по заполнению таблицы «Становление человека»; беседа по результатам практической поисковой работы; формулировка выводов.)

3. Эволюция становления человека. (Беседа по результатам поисковой работы и таблице; формулирование выводов о биологических изменениях человеческого организма.)

Таблица. Становление человека (задание к уроку 1)

III. Закрепление знаний

Закрепление знаний об этапах становления человека.

1. Выполнение учащимися заданий рубрики «Проверьте свои знания» (1–4).
2. Беседа по обсуждению проблемного вопроса урока ? .

IV. Задание на дом: изучить статью «История возникновения человека сложна и противоречива»; разобрать практическую работу-повторение; ответить на вопросы.

Урок 2. Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза

Задачи: сформировать у учащихся знания о факторах антропосоциогенеза, выяснить причины изменений в биологии и образе жизни исторических форм человека; продолжить развивать умения выявлять признаки усложнения стадий эволюции человека.

Оборудование: см. урок 1 (тема 1); кодоскоп.

? Какие данные указывают на то, что Человек умелый стал родоначальником рода Человек?

Методические рекомендации

I. Проверка знаний учащихся об исторических формах становления человека

Беседа по вопросам 1–5 на стр. 15; самостоятельное выполнение задания: I вариант – «Какие утверждения верны?», II вариант – «Выберите правильный ответ»; проверка знаний.

II. Изучение нового материала

1. Биологические факторы эволюции исторических предков человека. (Рассказ учителя с элементами беседы; работа с текстом учебника, рисунками, коллекцией «Происхождение человека»; словарная работа.)

2. Социальные факторы эволюции человека. (Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником по выявлению признаков изменений в биологии человека.)

III. Закрепление знаний

Закрепление знаний учащихся о биологических и социальных факторах антропосоциогенеза.

1. Беседа по обсуждению проблемного вопроса урока.
2. Составление плана ответа на следующие вопросы.

Каковы биологические факторы эволюции человека? (I вариант.)
Каковы социальные факторы эволюции человека? (II вариант.)

Обсуждение планов в паре и всем классом.

IV. Задание на дом: изучить текст учебника, ответить на вопросы на стр. 15.

Урок 3. Расы человека

Задачи: сформировать у учащихся знания о расах, расоведении и расизме, экологии человека; продолжить развитие максономических понятий, навыков проблемного изложения, частичного поиска, исследовательской работы; продолжить формирование научного мировоззрения, гуманизма, экологического мышления.

Оборудование: таблица «Расы человека»; рельефные таблицы; инструктивные карточки, кодопленки по теме; тестовые задания; кодоскоп; портреты К.Линнея, Бернулли; кинофильм (видеофильм «Расы человека»), муляжи (модели) представителей разных рас; географическая карта «Народонаселение».

? В чем причины различий людей разных рас?

Методические рекомендации

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1. Расы (кинофильм или беседа по фильму или эвристическая беседа с элементами рассказа учителя, словарная работа).

2. Сравнительная характеристика рас человека. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, заполнение таблицы; беседа по результатам этого задания.)

Таблица. Сравнительная характеристика рас человека

3. Существование единственного вида Человек разумный. (Беседа «Почему человечество представлено одним-единственным видом».)

4. Механизм образования рас, проблемы их происхождения. (Эвристическая беседа с элементами рассказа.)

5. Деление человеческих рас на нации; условия, причины, факторы деления. Рассказ учителя с элементами беседы. Проблемный вопрос: «На основании чего ученые делят человеческие расы на ряд более мелких групп – наций?»

III. Закрепление знаний

1. Групповая работа с заданиями рубрик к материалу темы:

I группа – выполняет практическую работу в «Рабочей тетради»;
II группа – выполняет задание «Какие утверждения верны?»;
III группа – выполняет задание «Выберите правильный ответ»;
IV группа – отвечает на вопросы рубрики «Проверьте свои знания» (взаимоконтроль);
V группа – работает с рисунками учебника: «Рассмотрите рисунки, опишите, что на них изображено».

IV. Задание на дом: изучить текст учебника. Выполнить задание (одно на выбор).

1. Составить тесты по теме.
2. Составить текст биологического диктанта.
3. Составить кроссворд по теме.
4. Подготовить сообщение о расоведении.
5. Используя знания истории, привести примеры негативного влияния расизма на развитие человечества.
6. Привести примеры выдающихся людей (писателей, поэтов, ученых), родившихся от интернациональных браков.

Тема 3. Краткая история науки. Науки, изучающие организм человека (1 ч)

Урок-лекция 1. История развития знаний о строении и функциях организма человека

Оборудование: диафильм, портреты ученых.

Методические рекомендации

I. Введение в тему

1. Сообщение темы урока.
2. Задачи урока, мотивация учебной деятельности учащихся:

а) узнать, какими знаниями о строении и функциях организма владели люди в древности;
б) выяснить, какой вклад в развитие науки о человеке внесли Гиппократ, Аристотель, А.Везалий, У.Гарвей, Леонардо да Винчи, отечественные анатомы А.П. Протасов, С.Г. Забелин, П.А. Загорский;
в) что изучают анатомия, физиология, гигиена?

II. Изучение нового материала

1. Вклад древнейших ученых – врача Гиппократа и философа Аристотеля – в развитие науки о человеке. (Рассказ учителя.)

2. Взгляды К.Галена, Авиценны, А.Везалия, У.Гарвея и других ученых на строение и функции органов человека (лекция-рассказ учителя с демонстрацией портретов, видеоматериалов или сообщений учащихся).

3. Леонардо да Винчи – величайший гений эпохи Возрождения (сообщение учащегося).

4. Что изучают анатомия, физиология, гигиена? (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, словарем.)

III. Закрепление знаний

Зарепление знаний об истории развития науки, о строении и функциях организма человека.

1. Задание на стр. 34.
2. Заполнить таблицу.

IV. Задание на дом: выполнить задания в учебнике, «Рабочей тетради», подготовить сообщение «Современные достижения анатомии, физиологии, гигиены».

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru