Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №36/2002

БИОЛОГИЯ

Н.Б. РАНЕВА, Н.И. СОНИН

Продолжение. Начало см. N 24, 28, 29, 30, 31, 32, 34, 35/2002

Биология. Человек

Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, Н.Р. Сапина «Биология. Человек»

Урок 4. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы

Задачи: разъяснить особенности высшей нервной деятельности человека, значение речи, сознания, мышления и труда в становлении человека, его поведения; сформировать у учащихся знания о памяти, ее видах, роли рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания.

Оборудование: см. уроки 1–3.

? В чем уникальность высшей нервной деятельности человека?

Методические рекомендации

I. Проверка и контроль знаний

1. Устный опрос:

а) роль биологических ритмов в жизни человека, их влияние на организм;
б) бодрствование и сон, их природа и роль;
в) медленный и быстрый сон, их характеристика, значение; сновидения;
г) гигиена сна (чтение памятки).

2. Сообщения.

– Гипноз.
– Сновидения. «Вещие» сны.
– Нарушения и растройства сна.

3. Фронтальная беседа. Найти на таблице и рисунках учебника:

1) зрительную, слуховую, моторную зоны;
2) центры речи (слуховые, зрительные, моторные);
3) отделы и доли мозга, регулирующие восприятие информации и ее анализ (переработку; энергетическую поддержку активности мозга).

II. Изучение нового материала

1. Рефлекторные основы высшей нервной деятельности. Сходство и различие высшей нервной деятельности человека и животных. (Рассказ учителя с элементами беседы и самостоятельной работы с текстом учебника (с. 275); поиск ответов на вопросы:

  • Чем является слово для животных и человека?

  • Как реагируют они на слово как раздражитель?)

2. Заполнить таблицу и сравнить процессы высшей нервной деятельности человека и животных.

Таблица. Высшая нервная деятельность человека и животных

Таблица. Высшая нервная деятельность человека и животных

3. Речь – средство общения и самоорганизации поведения. (Беседа с учащимися, вывод о роли слова и речи.)

4. Познавательные психические процессы: ощущение и восприятие. (Рассказ учителя.)

5. Память, физиологические основы и виды памяти. Роль памяти в формировании мыслительной деятельности человека, его поведении. (Рассказ учителя.)

6. Рассудочная деятельность – высшая форма приспособления к условиям среды, начало мышления. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

7. Воображение, восприятие и мышление. (Рассказ учителя, работа со словариком.)

III. Закрепление знаний об особенностях высшей нерв-ной деятельности человека, познавательной деятельности.

1. «Какие утверждения верны?» на с. 278.

2. Выполнить задания рубрики «Виды познавательной деятельности». Заполнить одноименную таблицу с использованием учебника; беседа по окончании работы.

3. Выводы по теме урока.

IV. Задание на дом: изучить текст учебника; разобрать вопросы и задания.

Таблица. Виды познавательной деятельности

Таблица. Виды познавательной деятельности 

Урок 5. Типы нервной деятельности человека

Задачи: познакомить учащихся с типами нервной деятельности, классификацией темпераментов; характерными признаками типов нервной системы; раскрыть понятия: темперамент, характер, личность; показать роль влияния окружающей среды на формирование типа нервной системы.

? Почему и как окружающая среда влияет на формирование типа нервной системы?

Методические рекомендации

I. Изучение нового материала

1. Темперамент. Классификация темпераментов по Гиппо-крату. (Рассказ учителя, беседа с учащимися, работа со словариком.)

2. Типы нервной системы, их классификация по И.П. Павлову. Характерные признаки типов нервной системы. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация опыта на выявление быстроты реакции у людей с разными типами нервной системы; составление схемы «Сила нервных процессов».)

Таблица. Особенности различных характеров

Таблица. Особенности различных характеров

Методика выявления скорости реакции (опыт «Поймай палку»)

Берем длинную палку, делаем на ней пластырем или мелом отметку. Испытатель держит палку значительно выше отметки. Испытуемый, готовясь поймать палку, располагает руки на уровне отметки (но не держится за палку). Задача испытуемого – поймать палку. Испытатель отпускает палку, испытуемый ее перехватывает. На месте перехвата делается также отметка. Расстояние между отметками у разных людей будет различным. Время реакции вычисляется по формуле:

где S – длина отрезка между метками, g – ускорение свободного падения тела, t – время между стимулом и реакцией. Результаты исследований заносятся в таблицу.

Таблица. Выявление скорости реакции

Таблица. Выявление скорости реакции

Вывод:

3. Характеристика темпераментов. Роль самосовершенствования и самовоспитания в становлении человека. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

4. Характер, его формирование в процессе жизни человека. Особенности различных характеров как сочетание психологических черт личности: ее убеждений, воли, целей, идеалов. Становление личности. (Рассказ учителя; использование таблицы «Особенности различных характеров».)

5. Темперамент и характер, их соотношение. (Рассказ учителя.)

6. Воля – способность человека к преодолению воздействий среды.

III. Закрепление знаний

1. Работа с заданиями учебника на с. 286–287.

2. Вопросы для фронтальной беседы:

  • Чем характер отличается от темперамента?

  • Можно ли изменить тип нервной системы, темперамент и характер?

  • Какую роль в характере играют волевые черты?

IV. Задание на дом: изучить текст учебника; продумать задание к тексту.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru