Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №29/2003

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

А.В. ГУРЬЕВ,
старший преподаватель
ИПКиПРНО Московской области

Проблемы здоровьесбережения в школе

Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым. Он включает систему мер, направленных на профилактику так называемых «школьных болезней» и улучшение здоровья участников образовательного процесса – учащихся и учителей – с использованием здоровьеразвивающих технологий.

По мнению Н.В. Никитина, на сегодняшний день существует несколько направлений здоровьесберегающей деятельности, нашедших свое отражение в педагогических технологиях:

– создание авторских программ по учебным предметам естественно-научного цикла, ориентированных на углубленное изучение биологических основ оздоровительного влияния физических упражнений на организм школьника;
– усиление здоровьесберегающего компонента в системе занятий физкультурой и спортом;
– разработка технологий оздоровительной работы со школьниками (за счет нового режима деятельности, адекватного потребностям детей в восстановлении и отдыхе; рационального питания);
– рациональное использование материально-технических ресурсов и финансовых средств в здоровьесберегающих целях.

В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского.

Учебный день для школьников начинался с гимнастических упражнений «специально для выработки осанки…». Занятия проводились в одну смену, причем только при естественном освещении. Время, которое дети проводили за партой, составляло не более 4,5 ч в 5–6-х классах, а в 7–10-х – не более 5,5 ч.

Вторая половина дня была посвящена творческому труду: занятиям в кружках, экскурсиям, самостоятельному изучению научно-популярной литературы, причем не меньше 90% этого времени проходило на свежем воздухе. При таком распорядке «ознакомление с самыми трудными вопросами программы по физике, химии, геометрии всегда начиналось с внеклассной, необязательной работы…». Так создавался интерес и повышалась мотивация к учебе, снималась проблема «зубрежки», негативно отражающаяся на здоровье учащихся.

В системе Сухомлинского важная роль отводилась соблюдению режима ночного отдыха детей: отход ко сну – не позднее 21 ч, продолжительность сна – не меньше 8–8,5 ч.

Особенность методики Сухомлинского – выполнение детьми домашних заданий до, а не после уроков, то есть утром уже следующего дня – вызывает удивление и по сей день. По утверждению педагога, «…при правильной постановке всей учебно-воспитательной работы… за 1,5–2 ч (иногда за 2,5 ч) умственного труда утром можно сделать в 2 раза больше, чем за такое же время после уроков… Умственный труд ребенка утром начинается с повторения того, что надо заучить, запомнить, навсегда сохранить в памяти…».

Эффективность всех проводимых в Павлышской школе мероприятий достигалась за счет регулярной работы с родителями учащихся, реальной помощи и консультаций по вопросам сохранения здоровья детей.

К сожалению, за последние годы состояние здоровья детей и подростков в нашей стране катастрофически ухудшилось.

Значительно снизилось число практически здоровых детей: по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, только каждый десятый первоклассник может считаться здоровым. К моменту поступления в школу 40% детей уже имеют нарушения осанки, 70% – кариес, 20% – дефицит веса (данные за 2000 г.).

Растет число функциональных нарушений и хронических заболеваний у подростков. Половина школьников 7–9 лет и более 60% учащихся 10–11-х классов имеют хронические заболевания. Среди выпускников школ число здоровых детей не превышает 5%. За последние годы увеличилось количество заболеваний эндокринной системы – на 34,1%, психических расстройств и расстройств поведения – на 32,3%, новообразований – на 30,7%, болезней опорно-двигательной системы – на 26,4%, болезней системы кровообращения – на 20,5%.

Отмечен рост числа учащихся, страдающих одновременно несколькими заболеваниями. По материалам НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, дети 7–8 лет имеют в среднем два диагноза, 10–11 лет – три, 16–17 лет – три-четыре диагноза, а 20% старшеклассников – пять и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

По уровню и структуре хронической и острой заболеваемости сельские школьники мало отличаются от городских. Некоторое отставание в уровне заболеваемости сельских школьников в сравнении с Москвой и другими крупными мегаполисами может быть отнесено только за счет недостатка диагностических возможностей на селе. Одновременно среди сельских школьников наблюдается неожиданно высокий уровень аллергических и ЛОР-заболеваний, развитие близорукости.

Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной в основную школу, что может быть связано с:

– возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки;
– выходом на первый план фактора оценки, отныне призванного играть главную, если не определяющую роль, в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей за его успеваемостью;
– усложнением характера взаимоотношений «учитель – ученик» и межличностных отношений внутри класса с увеличением риска возникновения конфликтных ситуаций.

Все это требует пристального внимания со стороны педагогов и администрации школы к вопросам регламентации учебного материала, создания и поддержания благоприятного психологического микроклимата и в процессе обучения, и во внеурочное время.

В структуре заболеваемости учителей Российской Федерации превалируют те же формы, что и у школьников: нарушения опорно-двигательного аппарата, различные степени пограничных психических расстройств и патологии, касающиеся нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

С учетом поправок на возраст и социальный статус участников образовательного процесса (учащихся и учителей), на природные и социально-экономические условия отдельных регионов России подобное совпадение лишь подтверждает единство влияния факторов внешней среды, на состояние здоровья и тех, кто учит, и тех, кого учат. К таким факторам следует отнести объем учебной информации, со сложностью его усвоения с одной стороны и несовершенной методикой подачи и оценивания с другой. Не стоит также сбрасывать со счетов и реальные проблемы организации учебного процесса конкретного образовательного учреждения с учетом возможностей соблюдения в нем санитарно-гигиенических норм: уровня освещенности, размера школьной мебели и т.п.

Интересно, что сам термин «школьные болезни» был введен немецким врачом Р.Вирховым сравнительно недавно – только в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа» заменялась «школой действия».

Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели.

1. В учебном курсе внимание учащихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье.

2. Школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей.

3. Здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.

Страсбургская конференция 1990 г. решением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейского экономического сообщества(ЕЭС) одобрила создание так называемых «школ здоровья»для реализации разработанной в середине 1980-х гг. новой, «восьмикомпонентной», модели здоровьесбережения. В нее вошли служба питания с расширенным ассортиментом здоровой пищи; проведение мероприятий по физическому воспитанию подрастающего поколения и «служба здоровья персонала школы» с привлечением родителей и помощи широкой общественности.

За прошедшее время в этом проекте приняло участие более 500 школ из 40 государств и эта сеть непрерывно расширяется. В нее уже вошли многие образовательные учреждения Польши, Чехии, Словакии, Болгарии, Германии и других стран.

В России образовательные учреждения, получившие статус «школы здоровья», работают сегодня в республиках Башкортастан, Татарстан и Карелия, в ряде городов и областей России.

По результатам их работы в 11 областях отмечена положительная динамика состояния здоровья учащихся: снижение ЛОР-заболеваний, ОРВИ (в Ленинградской области, например, на 25%), хронических патологий (в Тульской области –на 12–16 %), дерматитов, заболеваний пищеварительной и дыхательной системы, неврозов (в Белгородской области – на 25%), вегето-сосудистых дистоний. Во время эпидемии гриппа, когда большинство школ в Ленинградской и Воронежской областях было закрыто на карантин, самые низкие показатели заболеваемости были отмечены именно в «школах здоровья». Обычное самочувствие детей в таких школах чаще, чем в целом по России, оценивается скорее как «хорошее» и реже как «удовлетворительное».

Однако материальные возможности большинства российских школ в современных условиях тормозят реализацию концепции «школы здоровья».

Как же сегодня решается проблема здоровьесбережения?

В большинстве случаев обращается внимание на физическое состояние здоровья (осанку, зрение, работу внутренних органов и т.д.), без учета психического состояния. А ведь между физическим и психическим здоровьем существует прямая взаимосвязь. Известно, что раннее повреждение центральной нервной системы, т.е. нарушенное психическое здоровье ребенка, является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма, и, наоборот, соматические заболевания маскируют психические расстройства, хронические недуги сопровождаются вторичными нарушениями психического здоровья.

По-прежнему не налажена четкая обратная связь между медицинской службой школы и учителями и родителями. В результате никаких мер на ранних стадиях развития болезни не предпринимается и часто острые заболевания у детей переходят в хронические, ухудшается ряд функциональных показателей организма за годы учебы.

Родители, часто лучше осведомленные о состоянии здоровья своего ребенка, чем школьный врач или педагог, не могут повлиять на его коррекцию в стенах образовательного учреждения. А ведь ребенок проводит здесь около 70% времени. В результате его здоровье ухудшается.

Несмотря на то, что при разработке большинства проектов декларируется сохранение здоровья всех участников образовательного процесса, в реальности дело касается только здоровья детей, а учителя остаются «за бортом».

На наш взгляд, для изменения ситуации при выполнении задач здоровьесбережения в основной массе наших общеобразовательных учреждений ключевой фигурой следует признать учителя.

Забота о здоровье подрастающего поколения начинается с заботы педагога о состоянии собственного здоровья, а оно во многом зависит от образа жизни, который он ведет. Экстремальные формы поддержания здоровья («моржевание», многокилометровые пробежки и проч.) – это удел немногих энтузиастов. Мы также не всегда можем повлиять на принятие решений, от которых зависит экологическое состояние города (района, области, республики), где мы живем. Но всегда можно избегать вредных привычек, разнообразить свой пищевой рацион, научиться так регулировать профессиональную деятельность, планируя свой рабочий график, чтобы не допускать перегрузок и соблюдать режим труда и отдыха.

Знание методов поддержки сил собственного организма, его возможностей и симптоматики тех или иных заболеваний поможет учителю внимательнее относиться к состоянию здоровья своих воспитанников. Да и собственный пример лучше всяких слов послужит обучению детей соблюдению правил здорового образа жизни.

Состояние здоровья ученика не должно быть безразлично для учителя еще и потому, что оно может стать причиной его отставания в учебе. Негативные последствия этого как для него самого, так и для отношений, складывающихся между ним и членами семьи, так или иначе отражаются на состоянии всего общества. В советские годы были неуспевающими 85% детей, в основном из-за проблем со здоровьем. И в наше время эта причина является первостепенной.

Негативно влияют на здоровье учащихся малоподвижность во время урока и слабое разнообразие видов учебной деятельности. Противодействие первому найдено в ряде школ, где в процессе обучения, особенно в начальных классах, используются так называемые «динамические паузы»: часть урока дети работают сидя, часть – стоя за конторками. Сложнее обстоит дело со сменой деятельности и, скорее всего, ситуация не изменится, пока не улучшится материально-техническая база большинства учебных заведений.

Отдельное внимание следует уделять объему и сложности материала, задаваемого на дом. Лучше всего его основные пункты разобрать на уроке совместно с учениками, чтобы дети усвоили их в процессе занятия, а дома осталось только повторить. Интересен опыт некоторых учителей, которые оценивают усвоение материала сразу после его объяснения и краткого обобщения. Тогда у ребят есть шанс исправить оценку во время опроса на следующем уроке.

Хорошо дидактически-«проработанный» урок – он же и самый здоровьеориентированный для всех его участников. Но старания учителя провести урок в хорошем темпе и заодно облегчить школьникам усвоение нового материала зачастую блокируется с их стороны отсутствием интереса к предмету. Пока это неразрешимое противоречие. Поможет ли в этом отношении реализация проекта профильного обучения в старших классах – покажет будущее. Но даже при заинтересованности детей эта реформа может значительно увеличить суммарную учебную нагрузку не только в стенах учебного заведения, но и дома, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для здоровья.

В заключение всем интересующимся различными аспектами проблемы здоровьесбережения рекомендуем прочитать следующие недавно вышедшие книги.

1. Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения»/Под ред. М.М. Безруких и В.Д. Сонькина. – М.: Триада-фарм, 2002. Это пособие содержит много фактического материала, в нем подробно рассмотрены «школьные факторы риска».

2. Смирнов. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». – М.: изд-во АПКиПРО, 2002. В книге представлен обширный теоретический материал и даны рекомендации по проведению анализа учебных занятий с позиций здоровьесбережения.

А имеющим доступ в Интернет, рекомендуем посетить сайт, специально посвященный вопросам разработки и внедрения в общеобразовательных учреждених здоровьесберегающих технологий – www.schoolhealth.ru .

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru