Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №35/2003

Я ИДУ НА УРОК

Л.И. СУДАКОВА,
г. Протвино, Московская обл.

Урок-викторина «Тип Членистоногие»

Перед проведением урока учащиеся получают задание: придумать рассказ, сказку или стихотворение о строении, жизнедеятельности и поведении представителей типа Членистоногие, нарисовать рисунок–зоошутку с использованием черт строения различных видов представителей данного типа. Учащиеся также должны повторить к уроку материал по всей теме.

Класс разбивается на группы, каждая из которых выбирает капитана. Капитаны разыгрывают вопросы; вся группа готовит ответ, а отвечает один ученик.

Примеры основных вопросов

  • Где обитает речной рак; каковы черты приспособленности к среде обитания в его внешнем строении, поведении, размножении?

  • Где обитает паук-крестовик, каковы черты его приспособленности к среде обитания?

  • Каковы общие признаки клещей? Расскажите о мерах борьбы с клещами – возбудителями и переносчиками болезней человека и культурных растений.

  • Где обитает майский жук, каковы особенности его внешнего строения и поведения, в чем выражается его приспособленность к среде обитания?

  • Какова связь внешнего строения пчелы и образа ее жизни? Расскажите о роли пчел в природе и жизни человека.

  • Назовите насекомых – переносчиков возбудителей заболеваний человека и животных. Каковы меры борьбы с ними?

Примеры дополнительных вопросов (команды отвечают по приципу «Кто первый?»)

  • Черен, да не бык, шесть ног без копыт, летит – воет, а сядет – землю роет. (Жук.)

  • Отворились двери без петелек, забегали собачки бесхвостые. (Улей, пчелы.)

  • Висит сито, не руками свито. (Паутина.)

  • Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Многие насекомые, например бабочки – яйцо, гусеница, куколка, бабочка.)

  • Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (Муравьи.)

Задание каждой группе

Определить, какому из перечисленных животных:

а) гусеница тутового шелкопряда
б) гусеница капустной белянки
в) личинка майского жука
г) саранча
д) муравьи
е) пчелы

принадлежит это «меню»:

1 – выделения тлей, мелкие насекомые, сок растений, семена, грибы;
2 – нектар, пыльца;
3 – корни растений;
4 – зеленые части растений;
5 – листья шелковицы;
6 – надземные части растений семейства Крестоцветные.

(а – 5; б – 6; в – 3; г – 4; д – 1; е – 2.)

Конкурс «Веселый художник» (команды обмениваются приготовленными заранее рисунками)

В приведенном примере: определить, представителям каких отрядов класса Насекомые принадлежат части тела этого животного? (В приведенном примере: бабочки, перепончатокрылые.)

Конкурс «Литературный» (Представитель от группы читает подготовленный дома рассказ или сказку)

Однажды утром обсуждала царица Природа со своим советником Ветром один вопрос.
– Посмотри, матушка Природа, сколько вокруг тебя насекомых. Не думаешь ли ты, что они скоро все заполонят? Надо что-то делать. Может, я унесу хоть половину насекомых куда-нибудь?
– Да что ты! Мы ведь не проживем без них. Если ты их унесешь, то все может пропасть.
– Так ли это? Неужели все-все насекомые важны?
– А вот послушай. Представь, что будет, если мы уничтожим божью коровку. Она поедает тлей. А тли – вредители садов. Если бы не было коровки, то тля погубила бы все сады. Но и всех тлей уничтожать нельзя, их сладким соком питаются муравьи. Муравьи – лесные труженики. Роя ходы в своем муравейнике, они рыхлят почву. Они поедают гусениц. Это очень важно, ведь гусеницы – тоже вредители. Но надо учесть, что из этих вечно грызущих, неповоротливых гусениц появляются красавицы бабочки. Ну, а излишек гусениц поедают птицы – наши друзья. Бабочки, как и многие другие насекомые, – украшение Земли. Своей красотой они радуют глаз. А вот, например, два неприметных с виду жучка: жук-могильщик и жук-навозник. Они , закапывают в землю трупы и навоз. Это жуки-санитары. Наездник уничтожает гусениц. Очень важны пчелы и шмели. В первую очередь они являются опылителями растений. Бабочки – тоже опылители.
– Но ведь есть же и вредные насекомые, – перебил Природу Ветер.
– Конечно. Но и без них мы не сможем прожить. Многие насекомые вредят сельскому хозяйству. Это, например, колорадский жук, саранча. Насекомые портят одежду, мебель. Есть насекомые – переносчики заболеваний. Это малярийный комар, муха цеце и многие другие. С ними человек ведет борьбу. Но не забывай, что этими вредителями питаются многие полезные насекомые, а также птицы. Теперь ты видишь, что всякое насекомое по-своему полезно. И наша жизнь без них невозможна.
– Да, ты права, — согласился Ветер.

Кроссворд

Составить кроссворд – перечень представителей группы так, чтобы в их названиях, расположенных одно под другим, содержались буквы, образующие слово – название группы.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru