Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №37/2004

Я ИДУ НА УРОК

Е.М. ДЕРКАЧЕВА,
учитель биологии с.ш. № 3,
пос. Волоконовка, Белгородская обл.

Цветок

Педагогическая мастерская

5-й класс

Оборудование: макет цветка; желтый и зеленый пластилин, алюминиевая и медная проволока, бумажные заготовки для чашелистиков и лепестков.

При изучении этого материала в 5-м классе ставится цель – познакомить учащихся со строением цветка и обеспечить усвоение понятий «околоцветник», «главные части цветка». Предлагаемая практическая часть развивает умения наблюдать и сравнивать и создает условия для воспитания аккуратности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Класс разбивается на группы по 5–6 человек.

II. Проверка домашнего задания

Что такое орган? Назовите органы цветкового растения и охарактеризуйте их функции.
(Проверка правильности заполнения таблицы об органах и фунциях цветкового растения на с. 160, §40.)

III. Актуализация опорных знаний

За что цветковые растения получили свое название? Как по-другому называются эти растения? Почему?

IV. Изучение нового материала

Учитель называет части цветка, рассказывает об их строении и функциях. Учащиеся в группе, прослушав объяснение, конструируют соответствующую часть цветка из пластилина и записывают ее название в тетради. В результате каждая группа собирает модель цветка.

Запись в тетради

V. Закрепление

  • Перечислите части цветка. Найдите их на своих моделях.

  • Какие части цветка являются главными? Почему?

  • Из чего состоят тычинка и пестик?

  • Что такое околоцветник? Каковы его функции?

Зарисуйте цветок в тетради, как указано выше и расставьте цифры, обозначающие части цветка в соответствующем порядке.

VI. Задание на дом

Изучить соответствующий параграф, записи и рисунок в тетради.

6-й класс

Оборудование: тексты (см. Приложение) – по одному на группу; модели цветков, изготовленные в 5-м классе; слайды – на прозрачной пленке или в электронном виде и средство для их демонстрации (кодоскоп, компьютер с видеовыходом, телевизор или мультимедийный проектор).

При изучении этого материала в 6-м классе ставится цель расширить и закрепить знания о цветке, обеспечить усвоение знаний о классификации цветков. Работа способствует развитию умения сравнивать, анализировать и делать выводы; содействует воспитанию коммуникативной культуры, чувства прекрасного, развитию познавательного интереса к предмету.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Класс разбивается на группы по 5–6 человек.

II. Актуализация опорных знаний

Продолжаем изучение цветкового растения. Какие растения называются цветковыми? Какое второе название цветковых растений? Почему? Назовите органы цветкового растения, но сначала вспомните, на какие две группы их делят.

Объясните эти названия.

  • Какие органы относятся к вегетативным? Что такое побег?

  • Продолжите фразу: генеративными называются органы ...

III. Изучение нового материала

Задача сегодняшнего урока – расширить уже имеющиеся представления о цветке.

Запись в тетради: «Цветок».

Цветки разных растений отличаются друг от друга размерами: перед вами самый крупный цветок – раффлезии (в диаметре около 1 м) и самый маленький – ряски (все растение умещается на ногте большого пальца). Различны форма и окраска цветков, число их частей, особенности строения. Но есть и сходства.
Читая текст Приложения, вы встретите уже знакомые вам понятия. Повторите их еще раз. Изучая новый материал, подумайте над следующими вопросами.

  • На какие группы можно разделить цветки в зависимости от строения их околоцветника?

  • На какие группы можно разделить цветки по наличию в них главных частей?

(Работа учащихся с текстом.)

V. Проверка первичного понимания

  • Назовите части цветка, кратко охарактеризуйте особенности их строения и функций.

  • Что такое околоцветник?

  • Какие бывают околоцветники?

Запись в тетради: околоцветник: двойной (чашечка + венчик); простой (венчиковидный; чашечковидный); отсутствует (голый цветок).

  • Какие части цветка называются главными? Почему?

  • На какие группы делят цветки по наличию в них главных частей?

Запись в тетради: цветок (по наличию главных частей): обоеполый (тычинка + пестик); раздельнополый (тычиночный); (пестичный); бесполый (нет тычинок и пестиков)

  • Что такое однодомные и двудомные растения?

V. Закрепление и применение новых знаний

А теперь постараемся применить полученные на сегодняшнем уроке знания на практике. Поработаем с моделями цветков.
Посмотрите на модель цветка, изготовленную вами в 5-м классе и определите, исходя из наличия главных частей и строения околоплодника, какой перед вами цветок? (Обоеполый с двойным околоцветником.)
Каждая группа учащихся получает карточку с заданием, в соответствии с которым необходимо видоизменить исходный цветок.

Задания:

  • 1-я группа – обоеполый цветок с простым венчиковидным околоцветником;

  • 2-я группа – обоеполый цветок с простым чашечковидным околоцветником;

  • 3-я группа – женский цветок с двойным околоцветником;

  • 4-я группа – мужской цветок с двойным околоцветником;

  • 5-я группа – женский (или мужской) голый цветок;

  • 6-я группа – бесполый цветок.

 

 

 

 

Обоеполый цветок с простым венчиковидным околоцветником (тюльпан)

 

Обоеполый цветок с простым

чашечковидным околоцветником

(свекла)

 

 

 

Женский и мужской цветки с двойным околоцветником (растение сем. тыквенных)

 

Мужской голый цветок и женский голый цветок (ива)

 

9.jpg (19754 bytes)

 

Бесполый цветок с двойным околоцветником (василек)

Каждая группа демонстрирует свой цветок и объясняет, какие части модели они удалили и почему. Одновременно демонстрируются соответствующие слайды.

Вопрос (после демонстрации моделей цветка 3- и 4-й групп): какие из цветков тыквенных – женские или мужские называют пустоцветами? Почему?

VI. Задание на дом

Изучить соответствующий параграф.
В тетрадь записать формулу правильного обоеполого цветка, у которого 5 несросшихся чашелистиков, 5 несросшихся лепестков, 5 тычинок, 1 пестик.
Составить кроссворд по теме «Цветок» (по желанию).

Приложение.

Текст для работы на уроке

ЦВЕТОК

Еще великий немецкий поэт Гете предложил рассматривать цветок как видоизмененный побег. Действительно, в строении цветка и побега есть сходство: цветоножка и цветоложе – это стеблевая часть цветка, а чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы видоизмененными листьями.
Таким образом, цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного (полового) размножения. Как и всякий побег, цветок развивается из почки. Цветком обычно оканчивается главный или боковой побег.

СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА

Цветоложе – ось цветка, которая, разрастаясь, может принимать различную форму: плоскую, вогнутую, выпуклую и др. Цветоложе внизу переходит в цветоножку – тоненький стебелек, на котором у большинства растений сидит цветок. На цветоножке у многих растений развиваются два (у двудольных) или один (у однодольных) маленьких листочка – это прилистники. Цветок, не имеющий цветоножки, называется сидячим.

Околоцветник, который состоит из чашечки и венчика называют двойным. Такой околоцветник у цветка вишни, капусты, розы и многих других растений.

Чашечка образует наружный круг околоцветника. Чашечка обычно состоит из мелких зеленых листочков – чашелистиков (Ч). У некоторых растений, например у гвоздики, чашелистики нижними частями срастаются в трубку – такая чашечка называется сростнолистной. У других, например у герани, чашелистики не срастаются, у них раздельнолистная чашечка.
При распускании цветка в некоторых случаях чашечка опадает, но чаще сохраняется и во время цветения.
Чашечка выполняет следующие функции:

1) защищает внутренние части цветка до раскрывания бутона.
2) в зеленых чашелистиках протекает процесс фотосинтеза.

Венчик – внутренняя часть околоцветника, состоит обычно из ярко окрашенных крупных лепестков (Л). У одних растений (душистый табак, паслен черный, примула) лепестки венчика срастаются, образуя сростнолепестный венчик; у других (капуста, яблоня, вишня) венчик состоит из отдельных лепестков и называется раздельнолепестным, или свободнолепестным.
У некоторых растений, главным образом у однодольных (лилия, амариллис, тюльпан), все листочки околоцветника более или менее одинаковы. Такой околоцветник называют простым (О). У одних растений, например у тюльпана, рябчика или орхидеи листочки простого околоцветника крупные и яркие, как лепестки, – это простой венчиковидный околоцветник.

У других растений, например у ситника, свеклы, крапивы листочки простого околоцветника мелкие, невзрачные, обычно зеленого цвета, похожи на чашелистики, – это простой чашечковидный околоцветник.
Главные функции венчика:

1) привлечение насекомых-опылителей;
2) защита главных частей цветка.

Существуют цветки, не имеющие околоцветника (ясень, осока, ива), их называют голыми.
Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько осей симметрии (яблоня, вишня, капуста и др.). Такие цветки называют правильными. Цветки, через которые можно провести одну ось симметрии (горох, шалфей) или ни одной (канна), называют неправильными.

Пестик (П) и тычинки (Т) – главные части цветка, в них образуются половые клетки – гаметы.

Тычинка состоит из тычиночной нити, с помощью которой она крепится к цветоложу, и пыльника, который содержит пыльцу с мужскими гаметами – спермиями. Если тычиночной нити нет и пыльник располагается прямо на цветоложе, он называется сидячим.

Пестик подразделяется на рыльце (верхняя часть из особой ткани, служит для улавливания пыльцы), столбик и завязь (нижняя расширенная часть, в которой созревают женские гаметы – яйцеклетки). Если в пестике нет столбика и рыльце располагается на завязи, то оно называется сидячим. Из пестика цветка развивается плод с семенами.

Большинство растений имеет цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это обоеполые цветки. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики – это пестичные, или женские, цветки, а другие – только тычинки, это тычиночные, или мужские, цветки. Такие цветки называют раздельнополыми.

Бесполыми называют такие цветки, у которых отсутствуют все главные части: и тычинки, и пестики. Они выполняют только функцию привлечения насекомых-опылителей к другим цветкам, в которых главные части имеются. Бесполые цветки есть в соцветиях василька, подсолнечника и других растений.
У некоторых цветков есть нектарники – желёзки, которые вырабатывают сладкую жидкость. Чаще всего они располагаются на цветоложе.

Для условного обозначения строения цветка используют формулы. Для составления формулы используют следующие обозначения:

О – простой околоцветник;
Ч – чашелистики;
Л – лепестки:
Т – тычинки;
П – пестик.

Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше двенадцати, то значком .
Если какие-либо части цветка срослись, то соответствующие цифры пишут в скобках.
Правильный цветок изображают звездочкой *;
неправильный – стрелкой ;
однополые мужские (тычиночные) цветки – ;
женские (пестичные) – знаком ;
обоеполые – знаком .

Например,

  • формула тычиночного цветка огурца: (15)Л(5)Т(5)По;

  • формула обоеполого цветка вишни: 5Л5Т5П1.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru