Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №1/2006
 Валеологический аспект в работе классного руководителя

КОПИЛКА ОПЫТА

Е.А. ЗАИКИНА,
учитель школы № 2, г. Златоуст

Валеологический аспект в работе классного руководителя

Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.

А.П. Чехов

Валеология – наука о здоровье (от лат. valeo – быть здоровым). Ее концепция – установка на жизнь и здоровье, совершенство физическое, духовное, социальное; на постижение смысла жизни и достижение жизненных целей.

Ключевое понятие в валеологии – гармония. А формирование гармонично развитой личности – цель воспитания. Для понимания в этом роли учителя и классного руководителя вспомним легенду.

У древнего Бога Эскулапа было две дочери – Панацея и Гигиена. Они обе владели даром целительства. Но лечили по-разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней сразу. Гигиена же говорила, что на все случаи жизни одного-единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает Законов Жизни. Этим законам надо людей научить.

Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками да микстурами. А Гигиена просвещает их, объясняет Законы Жизни. Она верит, что, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь – прекрасной. Так и педагоги, подобно Гигиене, должны нести знания о Здоровье.

У этого понятия много определений. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов.

Круг задач валеологического образования включает:

– объяснение необходимости знаний о здоровье для каждого культурного человека;
– определение связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
– применение знаний о факторах, влияющих на здоровье, риске заболеваний при определенных ситуациях;
– формирование представлений об управлении здоровьем как сборе и осмыслении информации (диагностика и прогнозирование), принятии решения;
– способы (методики) самодиагностики состояния здоровья;
– объяснение влияния антропогенных и природных факторов на здоровье;
– анализ и оценка образа жизни (своего и семьи), составление индивидуальной программы укрепления здоровья;
– формирование с детских лет культуры приобретения навыков личной гигиены, двигательной активности, полезных привычек;
– развитие способности подвергать сомнению существующие ценности и мнения, умения делать выбор и нести за него ответственность.

Поэтому к основным вопросам, которые мы рассматриваем на занятиях, относятся:

– здоровье и болезнь;
– показатели здоровья; продолжительность жизни; адаптация и дезадаптация;
– факторы риска для здоровья;
– самодиагностика здоровья;
– стресс и его последствия;
– наследственные болезни и наследственная предрасположенность, их предупреждение;
– биологические ритмы и здоровье;
– природно-очаговые инфекции (для нашей местности – клещевой энцефалит);
– неинфекционные эндемичные болезни (для нашей местности – эндемический зоб);
– городское поселение как среда жизни;
– требования к жилым и рабочим помещениям; здоровый образ жизни;
– болезни цивилизации: гипоксия, утомление, гиподинамия, переедание, болезни химической зависимости.

В качестве примера приведу годовую циклограмму своей работы как классного руководителя по здоровьесбережению.

Годовая циклограмма работы классного руководителя по здоровьесбережению

Направление

Общешкольные мероприятия

Формы работы с учащимися

Формы работы с родителями

Диагностика

Оценка социально-гигиенического состояния школы (совещание у директора). Смотр кабинетов на предмет соответствия СанПиН. Углубленный медосмотр

Занятия: «Способы самодиагностики, влияющие на здоровье», «Здоровый образ жизни», «Системы оздоровления».
Игры, решение ситуативных задач

Родительское собрание: «Состояние здоровья учащихся»

Анализ данных состояния здоровья

Информирование учителей-предметников*; консультации врачейспециалистов

Информирование ребенка о результатах медосмотра.* Составление индивидуальной программы оздоровления    
Встречи со спортсменами, медработниками, путешественниками и др.

Родительское собрание: «Принципы формирования здоровья. Результаты медосмотра»*

Оздоровление и формирование полезных привычек

Дни здоровья. Профилактическая работа медицинского кабинета. Занятия физкультурой. Кружки (спортивные, туристические), экскурсии, походы. Занятия с психологом

Привлечение в спортивные секции, активный отдых.Тренинги.
Валеопаузы

Праздники, походы

* Любое информирование учителей, ребят, родителей о результатах медицинской диагностики должно проходить максимально корректно!

В структуру валеологических занятий входят лекции, беседы, видеофильмы, решение познавательных и ситуативных задач, игры, тренинги, встречи со спортсменами, медработниками и т.д., знакомство с системами оздоровления.

Особое место в работе классного руководителя и учителя-предметника занимают валеопаузы. Это короткие, на 5–10 мин, эвристические беседы, направленные на формирование полезных для здоровья привычек, развития самооценки. Это и моделирование проблемных ситуаций с обсуждением поведенческих реакций для их разрешения. Например, во время эпидемии гриппа проводятся беседы: «Витаминная азбука», «Правила сохранения тепла». В конфликтных ситуациях: «Терпение и терпимость», «Как жить, чтобы окружающим было хорошо с тобой», «Здоровые потребности и потребность в здоровье», «Здоровье как мудрость и мера жизни», «Исцеляющая радость душевной красоты».

В создании проблемных ситуаций для коротких занятий неисчерпаемый материал дают пословицы, поговорки, высказывания великих людей.

Азбука народной мудрости

  • Где пиры да чаи, там и немочи.

  • Ешь, да не жирей – будешь здоровей.

  • Хрен да редька, лук да капуста лиха не допустят.

  • Привычка – вторая натура.

  • Берегущийся бывает здоров.

  • Свою болячку чужим здоровьем не лечат.

  • Болезнь, что пожар: чем раньше ее обнаружишь, тем меньше вреда она причинит.

  • Когда я ем, я глух и нем.

  • Где здоровье, там и красота.

  • Веселые люди быстрее выздоравливают и дольше живут.

  • Твое здоровье – в твоих руках.

  • Здоров будешь – все добудешь.

  • Здоровья не купишь — его разум дарит.

  • Больной – лечится, здоровый – бесится.

  • Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял.

  • Голодное брюхо к ученью глухо.

  • Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

  • Не полезет пирог в горло, если рядом голодный.

  • Работай до поту – поешь хлеба в охоту.

Афоризмы о здоровье и здоровом образе жизни

  • «Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье» (Г.Гейне).

  • «Умеренность – союзник природы. Поэтому пища, питье, сон, любовь – пусть будет все умеренным» (Гиппократ).

  • «Полноте презирать тело, полноте шутить с ним! Оно мозолью придавит весь ваш бодрый ум и на смех вашему духу покажет его зависимость от узкого сапога» (А.Герцен).

  • «Учитесь властвовать собой» (А.С. Пушкин).

  • «Основной мотив моей жизни: сделать что-нибудь полезное для людей, продвинуть человечество хоть немного вперед» (К.Э. Циолковский).

  • «Если человек беспорядочен в своем отдыхе, нерегулярен в приеме пищи и неумерен в работе – болезнь убивает его» (Конфуций).

  • «Наш организм создан для 120 лет жизни. Если мы живем меньше, то это вызвано не недостатками организма, а тем, как мы с ним обращаемся» (К.Купер).

  • «Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь» (Гораций).

  • «Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ум работал правильно» (Р.Декарт).

  • «Пусть будут врачами твоими трое: веселый характер, покой и уверенность в жизни» (Древняя мудрость).

  • «Звезды правят дураками, а мудрый – своими звездами» (Латинское изречение).

В подробном исследовании наиболее острых, личностно и социально значимых вопросов, публичном обсуждении какой-либо проблемы наиболее результативными являются тренинги, которые проводятся с учащимися и их родителями. Для ученика они решают задачи развития личности, учителю дают аналитический материал для определения уровня нравственного развития. Приведем схемы проведения некоторых тренингов.

«Кто я? Кто ты?»

Для обдумывания и последующего обсуждения предлагаются два задания.

1. Расставьте в порядке убывания значимости для вас следующие понятия:

здоровье, родители, я сам, мой родной город, дикая природа, мир.

2. Запишите ответы на следующие вопросы.

– Какие свои детские поступки вы запомнили?
– Что вы хотели бы изменить в окружающем вас мире?
– Что обратило ваше внимание на проблемы окружающего мира (человек, телевидение, книга, статья, что-то еще)?
– Чем вы больше всего любите заниматься в свободное время?
– Какими своими поступками вы можете гордиться?

После обдумывания вопросов проводится обсуждение ценностных установок школьников, их потребностей, факторов их определяющих.

«Право на здоровье»

В Уставе ВОЗ говорится о здоровье как об одном из основных прав человека. Каждый человек имеет право на информацию о тех факторах, которые определяют его здоровье или являются факторами риска. Права тесно связаны с ответственностью. Ответственный человек понимает необходимость следования нормам и правилам, запретам и предписаниям, связанным с отношением к своему здоровью и здоровью окружающих.

Закончите следующие фразы:

1. Если бы каждый человек мог воспользоваться своим правом на здоровье, ...
2. Если каждый человек не избавится от беспечного отношения к своему здоровью, ...
3. Пока каждый не поймет, в чем ценность и уникальность жизни, ...

После обсуждения морально-этических вопросов знакомимся с факторами риска для здоровья и объясняем их значение:

– образ жизни, условия труда и проживания, привычки и поведение – 49–53%;
– наследственность – 18–22%;
– внешняя среда, природно-климатические условия – 17–20%;
– здравоохранение – 8–10%.

«Хочу, могу, буду»

Что нужно для того, чтобы осуществились наши желания и мечты? В первую очередь необходимо разобраться в своих потребностях: действительно ли нам нужно то, чего мы желаем? Для достижения цели нужны знания, средства; не помешает и твердая воля. Решению этих вопросов посвящен тренинг с вопросами для обсуждения.

– Что значит быть здоровым?
– Что мешает мне быть здоровым?
– Что нужно сделать, чтобы быть здоровым?

  • Этап 1. Каждый участник отвечает на эти вопросы на листе бумаги.

  • Этап 2. Участники объединяются по парам, обсуждают свои ответы и «выдают» согласованный вариант.

  • Этап 3. То же делается в «четверках», «восьмерках» и т.д.

  • Заключительный этап. Вместе с педагогом обсуждается итоговый материал.

«Хочешь быть здоровым – будь им»

Предлагается перечень следующих возможных ситуаций.

– Человек не делает зарядку по утрам.
– Человек не занимается в спортивной секции.
– Человек любит ужинать после 19 ч.

Каждый из участников самостоятельно объясняет возможные мотивы поступков. Попросите участников озвучить ответы, сгруппируйте их по смыслу.

Людей, ведущих нездоровый образ жизни можно разделить на несколько групп:

– «непросвещенные» – у них отсутствуют знания;
– «парадоксальные» – знают, что поступают неправильно, но считают, что обстоятельства не позволяют им изменить образ жизни;
– «рабы обыденного сознания» – считают, что это может повредить кому-то, но не им;
– «упрямцы» – сознательно не желают следовать правилам.

Каждый из участников определяет свою принадлежность к какой-либо группе. Учитель старается сформировать новые взгляды.

«Твоя формула здоровья»

Состояние здоровья человека зависит от множества факторов. Эту зависимость в виде формулы выразил доктор медицинских наук Ю.Ф. Замановский и назвал ее «формулой здоровья»:

З = Р ––––––––– ,

где

З – здоровье;
Р – режим жизнедеятельности, умение приспосабливать свои биологические ритмы к ритмам окружающей среды.

Какие факторы следует поставить в числитель и знаменатель? Школьники в процессе беседы должны сказать, что в числителе стоят факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья, а в знаменателе – неблагоприятно влияющие на здоровье и сокращающие продолжительность жизни.

Каждый участник тренинга составляет свою формулу здоровья. При обсуждении определяем такие факторы.

Благоприятные: соблюдение правил личной гигиены, нравственная регуляция поведения, отказ от алкоголя, табака, наркотиков, эстетика работы и отдыха.

Неблагоприятные: нарушение режима труда и отдыха, вспыльчивость и агрессивность, самолечение, вредные условия труда.

Полученную формулу здоровья школьники сравнивают с формулой Замановского:

где

Б – болезнь;
К – курение;
А – алкоголь;
Э – эмоциональная устойчивость;
Д – двигательная активность;
Т – термозакаливание;
П – рациональное питание.

«Привычка – вторая натура»

Среди множества оздоровительных систем особое место занимает йога, известная со II в. до н.э. В переводе с древнеиндийского «йога» означает единство, гармонию физического и психического состояния. Путь к совершенству долог. Человек прежде всего должен справиться со своими пороками в поведении и мышлении, соблюдать правила:

– не причинять окружающим вреда;
– быть правдивым и искренним;
– не присваивать чужого;
– быть умеренным во всем;
– избегать накопительства.

Соблюдать правила значит:

– любить людей, бороться с пороками, а не с их носителями;
– не допускать оскорблений, ругани, лжи, клеветы. Если правда в словах может огорчить человека, слова заменить помощью;
– избавиться от зависти и прочих пороков;
– тренировать и закаливать тело;
– поддерживать спокойное настроение;
– расширять кругозор.

Задание учащимся: перечислите свои привычки, оцените их влияние на здоровье в соответствии с правилами йоги.

Стоит ли нам, живущим далеко от Индии, постигать эту оздоровительную систему? Думайте, выбирайте из разных методик и рекомендаций то, что принесет вам удовлетворение и радость. Создавайте свою оздоровительную систему.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru