Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №15/2008

Элективные курсы

З. О. Камалова

Мир комнатных растений

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов

Пояснительная записка

Программа курса «Мир комнатных растений» способствует формированию практико-ориентированных умений и навыков по вегетативному размножению растений, углубляет и расширяет биологические знания и развивает наблюдательные способности, сознательное отношению к труду и эстетический вкус. Таким образом, она способствует самоопределению учащихся относительно профиля обучения в старшей школе.

Программа рассчитана на 16 ч из расчета 1 ч в неделю.

Программа реализуется в следующей логической последовательности: вначале теоретический материал в виде рассказов, бесед, мини-лекций; затем лабораторные и практические работы учащихся, экскурсии, оформление результатов выполненных работ.

Цели: углубить и расширить знания учащихся по систематике растений; вовлечь в активную практическую деятельность по уходу и размножению комнатных растений школы; формировать интерес к самостоятельным работам и заданиям творческого характера; развивать склонности к познавательной активности; формировать экологическую культуру; создать условия для приобретения навыков применения агротехнических приемов по уходу за растениями, постановки опытов и анализа результатов наблюдений.

Задачи:

  • познакомить с видовым составом комнатных растений школы и города Кизилюрт;

  • познакомить с основными группами комнатных растений, с некоторыми приемами определения комнатных растений, с основными принципами размещения растений;

  • дать представления о приемах систематического ухода за комнатными растениями;

  • расширить знания о практическом значении комнатных растений для человека;

  • отработать приемы и навыки ухода за растениями, по вегетативному размножению растений, приготовлению почвенных смесей, составлению паспортов и этикеток комнатных растений;

  • формировать навыки самостоятельной позна-вательной деятельности, логического мышления пу-
    тем проведения наблюдений за комнатными растениями, постановки опытов по изучению их физиологии, подготовки материала для написания докладов, рефератов, отчетов по экскурсиям.

Методы:

  • рассказ;

  • мини-лекция;

  • беседа;

  • практические и лабораторные работы;

  • постановка опытов;

  • сообщения учащихся;

  • экскурсия.

После изучения курса учащиеся должны знать:

1. Видовой состав комнатных растений школы.

2. Приемы составления паспортов и этикеток комнатных растений.

3. Правила ухода и размещения их в помещении.

4. Основные экологические группы комнатных растений.

5. Способы вегетативного размножения растений.

6. Практическое значение в жизни человека.

Должны уметь:

1. Самостоятельно применять агротехнические приемы при выращивании и уходе за комнатными растениями.

2. Располагать растения в помещении в зависимости от их требований к условиям обитания.

3. Определять видовую принадлежность комнатных растений, составлять паспорта и этикетки.

4. Обобщать и оформлять собранный материал, составлять отчет по экскурсиям.

Учебно-тематический план

Содержание курса

Количество часов

всего

лекции

практика

экскурсии

Введение

1

1

1. Мир комнатных растений

2

1

1

2. Работа по определению комнатных растений

3

1

2

 

3. Биология и экология комнатных растений

3

1

2

4. Вредители и болезни комнатных растений

2

1

1

5. Работа по сохранению и обогащению коллекции комнатных растений

2

1

1

 

6. Комнатное цветоводство и эстетика

1

1

Экскурсия

1

1

Итоговое занятие

1

Содержание курса

Растения в помещениях
Растения в помещениях
Размещение растений: а – в книжном шкафу; б – на подоконнике
Размещение растений: а – в книжном шкафу;
б – на подоконнике
Выращивание растений в стеклянных бутылях и аквариумах: а – посадка растений; б – сад в аквариуме
Выращивание растений в стеклянных бутылях и аквариумах: а – посадка растений; б – сад в аквариуме

Введение (1 ч)

Знакомство с программой курса, видами занятий, с темами лабораторных и практических работ, экскурсий, со списком литературы отечественных и зарубежных авторов, знаниями и умениями, которыми должны овладеть учащиеся.

Тема 1. Мир комнатных растений (2 ч)

1. Лекция. История возникновения комнатного цветоводства. Родина комнатных растений. Значение комнатных растений в жизни человека (санитарно-гигиеническое, экологические, эстетическое и т.д.).

2. Экскурсия. «Многообразие комнатных растений» (цветочный магазин). Познакомиться с местными любителями комнатных растений, с основными группами растений. Выяснить, какие комнатные растения встречаются в школе, родном городе, какие из них редкие. Сделать краткие описания, фотографии, подобрать открытки, сделать зарисовки растений. Подобрать стихи, загадки, пословицы, песни по теме. Подготовить отчет и представить на итоговом занятии.

Тема 2. Работа по определению комнатных растений (2 ч)

1. Мини-лекция. Знакомство со специальными определителями комнатных растений или определительными карточками, цветными иллюстрациями, открытками, приемами определения комнатных растений, с правилами составления паспортов и этикеток (рассказ, элементы беседы, демонстрация комнатных растений).

2. Лабораторная и практическая работы по отработке приемов определения растений. Работа по этикетированию и паспортизации комнатных растений. Систематизация школьной коллекции комнатных растений с использованием литературы, зарисовок. Обсуждение способов крепления этикеток.

Тема 3. Биология и экология комнатных растений (3 ч)

1. Рассказ с элементами беседы, постановка опытов учащимися. Физиологические процессы в растительном организме. Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание, питание, испарение (опыты закладываются учащимися). Обсуждение результатов, формулирование выводов.

2. Практическая работа. Ознакомление с основными видами систематического и периодического ухода за комнатными растениями. Выполнение приемов ухода за комнатными растениями.

3. Требования к условиям обитания. Основные принципы размещения комнатных растений (с учетом происхождения, экологии), требования к условиям обитания, способы размещения – географическое, систематическое (беседа). Практическая работа. Группировка растений по сходным условиям, а затем их размещение.

Тема 4. Вредители и болезни комнатных растений (2 ч)

1. Лекция. Нарушения нормальной жизнедеятельности растительного организма. Заболевания, связанные с нарушением обмена веществ. Причины. Вредители комнатных растений (сообщения учащихся, демонстрация поврежденных экземпляров). Наносимый вред, меры борьбы и профилактики.

2. Практическая работа. Осмотр коллекции комнатных растений, выявление пораженных растений, их лечение, осуществление профилактики заболеваний.

Тема 5. Работа по сохранению и обогащению коллекции комнатных растений (2 ч)

1. Лекция. Ознакомление с видами почв для комнатных растений и способами подготовки земляных смесей. Их заготовка. Основные приемы – пересадка, перевалка (учащимся заранее подготовить сообщение о составе земляных смесей для конкретных групп растений из дополнительной литературы).

2. Практическая работа. Способы вегетативного размножения растений (черенками, листом, усами). Отработка навыков по пересадке, перевалке и вегетативному размножению комнатных растений, подбор посуды.

Тема 6. Комнатное цветоводство и эстетика (1 ч)

1. Рассказ, беседа, встреча с профессиональным цветоводом. Искусство аранжировки цветов в различных интерьерах! Искусство дарить цветы. Цветы и живопись. Легенды и предания о цветах (сообщения учащихся). Коллекционирование комнатных растений и значение этого увлечения в жизни человека (фотографии, альбомы).

Опоры для растений: а – пирамида из прутьев; б – цилиндр из сетки; в – сухие ветки

Опоры для растений: а – пирамида из прутьев; б – цилиндр из сетки; в – сухие ветки

Экскурсия «Посещение станции юных натуралистов, выставки цветов» (1 ч.)

Знакомство с многообразием комнатных растений, представленных на выставке, способами размножения растений, их биологическими особенностями, достижениями селекционеров в выведении различных сортов. Оформление материалов в виде фотовыставки, подготовка докладов, сообщений, отчетов по экскурсии.

Итоговое занятие. Обобщение и подведение итогов курса (1 ч)

Представление рефератов, отчетов, докладов, фотоальбомов, изготовленных паспортов и этикеток растений, демонстрация композиций, выращенных растений. Профориентация.

Литература

1. Биологический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1990.

2. Тихонова А.Е., Нащочина М.М. Комнатное цветоводство: содержание и методы работы // Биология в школе. 1995, № 4.

3. Борзова З.В., Дагаев А.М. Дидактический материал по биологии. Методическое пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005.

4. Газета «Биология», ИД «Первое сентября». 2007, № 19.

5. Герасимов С.О., Журавлев И.М., Серепин А.А. Редкие комнатные растения. – М.: Росагропромиздат, 1990.

6. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по ботанике и их решение. – Тула: Арктоус, 1996.

7. Ильина Е.Я, Стерлигова Е.И. Комнатные растения и их использование в интерьере. – Свердловск: Уральский университет, 1991.

8. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

9. Кивотов С.А. Практические занятия на школьном учебно-опытном участке. – М.: Учпедгиз, 1959.

10. Кузнецова В.И. Уроки биологии. 6–7-й класс. «Растения, бактерии, грибы, лишайники». – М.: Просвещение, 1991.

11. Сборник программ элективных курсов. Биология 9-й класс / Сост. И.П. Чередниченко – Волгоград: Учитель, 2007.

12. Соколовский В.Б. Кабинет биологии. Комнатные растения. – Ставрополь: Институт развития образования, 1994.

13. Чуб И., Лезина К. Комнатные растения. – М.: Эксмо-пресс, 1999.

14. Шорина Н.И., Пятунина С.К., Ключникова Н.М. Биология «Практикум по ботанике 6–7 класс». – М.: Изд-во «НЦ ЭНАС», 2003.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru