Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №15/2008

Элективные курсы

О. В. Подгорнова

Лет до ста расти нам без старости

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов

Пояснительная записка

Программа актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору естественнонаучного профиля обучения. Она предусматривает знакомство с основами геронтологии – науки, занимающийся изучением старения живых организмов, в том числе и человека. Тема актуальна, т.к. затрагивает многие аспекты проблемы старения населения мира и страны – медицинские, социальные, гуманистические и др. Рассматриваются причины раннего старения, что имеет важное воспитательное значение и нацеливает учащихся на сохранение своего здоровья с юных лет.

В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в музей, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приемы проектной деятельности.

Особенностью курса является его междисциплинарный характер, что побуждает учащихся к интеграции знаний и подчеркивает универсальный характер естественнонаучной деятельности.

Логика реализации программы основывается на принципах актуализации и интеграции имеющихся знаний, выявления проблем и их решение.

В процессе реализации программы формируются умения: анализировать информацию, результаты наблюдений, опытов, интерпретировать информацию, обобщать, делать выводы, разрабатывать проект, используя разнообразные знания и умения.

Реализацию программы элективного курса можно считать успешной в случае выраженного интереса учащихся к его содержанию, самостоятельному поиску информации, проведению наблюдений, выбору и завершению проектов.

В процессе освоения программы создаются благоприятные условия для актуализации знаний и умений, которые необходимы в освоении ряда профессий и специальностей: врач, эколог, социальный работник, педагог, литературовед.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Форма проведения занятия

Образовательный продукт

Введение

1

Беседа

Опорный конспект

1. Лет до ста и более

1

Беседа

Опорный конспект. Сообщения учащихся о рекордах долгожительства

2. Сходство неодинаковостей

1

Эвристическая беседа. Презентация

Презентация темы. Тезисы

3. От эликсира «вечной молодости» к средствам активного долголетия

1

Беседа. Презентация

Опорный конспект. Результаты практической работы

4. Программа жизни – действие

1

Семинарское занятие

Сообщения учащихся: «Влияние труда на здоровье», «Активная старость», «Здоровое тело – продукт здорового рассудка»

5. Биогеронтология + экология = экогеронтология?

1

Беседа

Опорный конспект

6. Снижение «запаса прочности» – показатель старения организма

1

Презентация. Эвристическая беседа

Результаты практической работы.
Сообщения учащихся: «Старение и нервная система», «Старение и иммунная система», «Старение как психологическая проблема»

7. Старение и связанные с ним болезни

1

Семинарское занятие

Сообщения о болезнях, возникающих у пожилых людей

8. Зависимость продолжительности жизни от генетических факторов

1

Лекция

Развернутый план-конспект

9. Проектная деятельность по курсу

2

Выбор тем, обсуждение плана разработки проекта и последующая его реализация

Умение работать в группах, с дополнительной литературой и ИКТ. Собранный материал для проектов

10. Конференция «Продление активного долголетия»

1

Творческий отчет

Презентации проектов

Содержание курса

Введение. Геронтология – наука о старении. Исследования и открытия И.И. Мечникова. Общие понятия о старости и старении.

1. Лет до ста и более. Почему на дистанции жизни выигрывают не первые, а последние? В чем ценностный смысл долгой жизни? Много ли на свете долгожителей? Что такое видовая принадлежность жизни? Кто они – долгожители?

2. Сходство неодинаковостей. Какие несхожести отличают долгожителей? О чем говорит сумма неодинаковостей? Как они избегают «третьего состояния»? Почему важно изучать групповое долгожительство и удалось ли выявить его общие закономерности? Что дает жизненной практике изучение группового долгожительства?

3. От эликсира «вечной молодости» к средствам активного долголетия. Всегда ли старость приходит вовремя? Можно ли задержать молодость?

Почему ушли от поисков «эликсира жизни»? Что такое старение? Есть ли различие в календарном и биологическом возрасте? Чем характеризуется социальный возраст человека?

Практическая работа. Оценка биологического возраста по готовым антропометрическим данным.

4. Программа жизни – действие. Почему для геронтологии важно и то, что она знает, и определимость того, что предстоит узнать? Какие проблемы ставит перед человеком удлинение сроков старости? Из-за чего старость считается трудным возрастом? В чем положительное влияние труда на здоровье? Как «количество здоровья» и динамическая норма здоровья помогают уменьшить факторы риска в старости?

5. Биогеронтология + экология = экогеронтология? Зачем необходимы знания основ старения, возможных причин его ускорения и сокращения продолжительности жизни?

6. Снижение «запаса прочности» – показатель старения организма. Влияние стрессов на организм. Старение основных функций и систем организма.

Практическая работа. Выявление возрастных признаков по внешнему виду у человека.

7. Старение и связанные с ним болезни. Сердечно-сосудистые, раковые заболевания. Синдром Вернера. Болезни Альцгеймера, Паркинсона.

8. Зависимость продолжительности жизни от генетических факторов.

9. Проектная деятельность. Выбор тем проектов, обсуждение плана разработки проектов, разработка, подготовка к представлению и защите.

10. Конференция «Продление активного долголетия».

Примерные темы проектов

1. На пути к долголетию без болезней.

2. Биологические аспекты проблемы здорового образа жизни.

3. «Лет до ста расти нам без старости».

4. Никто еще не умер от старости.

5. Пожилые люди и общество.

6. Демографическая ситуация в городе Ершове.

7. Проект «Пожилые люди и общество».

Этапы разработки проекта

1. Согласование схемы разработки проекта и деятельности участников проекта. Поиск, изучение информации по названной проблеме, ее анализ. Самостоятельная работа с различными источниками информации: СМИ, специальная литература, Интернет и др.

2. Демографическое старение. История и причины. «Демографически старые, зрелые, молодые» страны. Знакомство с картами, схемами, таблицами. Положение пожилого человека в обществе. Проведение социологического опроса. Здоровье и адаптация в старости. Старость – важнейшая психологическая проблема. Выводы. Обмен информацией, представление информации в виде схем, таблиц, рисунков, фотографий, презентаций, компьютерной презентации по названной теме.

Литература

1. Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. – Л.: Наука, 1987

2. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравеги-на И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 1997.

3. Загрядский В.П., Сулимо-Самуйлло З.К. Физические нагрузки современного человека. – Л.: Наука, 1982.

4. Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! Победа над старением и продление человеческой жизни. – М.: Мир, 1992.

5. Лисицын Ю.П., Сахио А.В. Здоровье человека – социальная ценность. – М.: Мысль, 1989.

6. Маш Р.Д., Воронин Л.Г. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.

7. Тигронян Р.А. Стресс и его значение для организма. – М.: Наука, 1988.

8. Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека: Пособие для учащихся 8-го класса общеобразовательной школы. – М.: Вентана-Граф, 2003.

9. Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии. – М.: Владос, 1999.

10. Энциклопедия для детей. Человек. – М.: «АВАНТА+», 2003.

11. Виленчик М.М. Биологические основы старения и долголетия. – М.: Знание, 1987.

3. Представление результатов исследований с устными или письменными комментариями на итоговой конференции.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru