Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №2/2001

КОПИЛКА ОПЫТА

И.В. ТКАЧЕНКО,
г. Комсомольск-на-Амуре

Познавательная игра «Биолабиринт»

Игра проводится среди учащихся 6-х классов, обучающихся по программе В.В. Пасечника, после изучения тем «Клеточное строение организмов», «Царства Бактерии и Грибы».

Класс делится на три команды, каждая команда выбирает капитана.

Оборудование

1. Таблица «Лабиринт» (1 шт.), схема «Клетка» (3 шт.).
2. Кроссворд «Клетка» (3 шт.).
3. Жетоны: по 14 шт. трех цветов – всего 42 жетона (каждая команда получает жетоны одного цвета).
4. Фишки с цифрами к этапу «Клетка»: по 6 шт. для каждой команды – всего 18 штук.
5. Фишки «клубки Ариадны» – трех цветов.
6. Задания к этапам для каждой команды.
7. Грамоты или призы участникам.

Оформление доски

Правила игры

Каждая команда должна пройти лабиринт, выполнить все задания и выйти обратно. У каждой команды будет свой «путеводный клубок» и свой коридор в лабиринте, по которому она будет двигаться, выполняя задания. Четвертый коридор лабиринта предназначен для передвижения героя мифа – Тесея.

После выполнения задания капитан команды передвигает свою фишку – «клубок» – к следующему этапу. Команда, выполнившая задание первой, получает 15 баллов, второй – 10 баллов, третьей – 5 баллов (баллы заносятся в таблицу «Результаты»). При оценке учитываются правильность ответов, быстрота и организованность выполнения заданий. За каждое нарушение правил команды теряют 2 балла, что отмечается в таблице «Штрафы».

Ход игры

В начале игры учитель рассказывает о критском лабиринте и нити Ариадны.

«Когда-то на острове Крит стоял огромный мрачный дворец, построенный знаменитым греческим архитектором Дедалом. В его подземелье был устроен лабиринт. Тот, кто попадал в него, без конца кружил по бесчисленным залам и переходам и никогда уже не мог выбраться на белый свет. Он неизбежно приходил к центру лабиринта, где обитал Минотавр – чудовище с головой быка, пожирающее людей.

Критский царь, победив афинян в войне, наложил на них страшную дань. Каждые девять лет они должны были выбирать семь прекрасных девушек и семь сильных юношей и привозить их на Крит на съедение чудовищу.

Афинский царь – молодой Тесей – отправился с другими несчастными, чтобы победить чудовище и освободить свой народ от страшной дани.

Его мужество, красота и отвага пленили дочь критского царя Ариадну, и она дала Тесею клубок ниток. Когда Тесея и его спутников, обреченных на смерть, привели к подземелью, он незаметно привязал конец клубка к ветке дерева у входа и пошел по запутанным переходам, разматывая клубок.

Нам с вами предстоит вслед за Тесеем проникнуть в лабиринт и помочь ему в преодолении препятствий и борьбе с чудовищем».

Далее учитель объясняет командам правила игры.

1-й этап. «Клетка»

Перед вами кроссворд «Клетка» и изображение клетки. Ваша задача – вписать в кроссворд названия частей и органоидов растительной клетки так, чтобы буква «О» была общей для всех строчек.

А затем фишками с цифрами, соответствующими пронумерованным словам, укажите соответствующие части клетки на рисунке. Цифре «1» в кроссворде соответствует фишка № 1.

Работать нужно по одному, по очереди.

Кроссворд «Клетка»

Схема «Клетка»

Ответ: 1 – пора, 2 – ядро, 3 – вакуоль, 4 – хлоропласт, 5 – оболочка, 6 – цитоплазма.

2-й этап. «Лабиринт в лабиринте»

Итак, мы помогли Тесею преодолеть одно препятствие. А теперь отгадайте загадку. (За правильный ответ команда получает жетон.)

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.

(Гриб.)

Далее следует рассказ учителя о грибах, присутствующих в мифологиях разных народов.
«Грибы – загадочные создания. Что, казалось бы, удивительного в скромной сыроежке или красавце-подосиновике? Почти каждый собирал их, сушил, жарил, солил.
Так поступали люди еще в древности. Их поражала способность грибов появляться как будто бы из ничего за считанные часы и дни. Не зная толком, что собой представляют грибы, легко было уверовать, что они посланы богами: съедобные – в награду, ядовитые – в наказание.
Не случайно во многих странах существовал культ грибов, их использовали в ритуальных церемониях. В иранской мифологии важную роль играл божественный напиток – хаома. Так же звали божество, посвященное этому напитку, и гриб, из которого напиток изготовляли. А делали хаому из мухоморов с добавлением молока. Употребление хаомы было священнодействием, символизирующим бессмертие.
В Древнем Китае считалось, что священный гриб чти дарует вечную жизнь, особенно если он растет на очень старых деревьях или около них.
По преданиям народа батаки с острова Суматра, именно из грибов были выращены богами первые люди.
А живущие на Дальнем Востоке орочи верят, что грибы – это души новорожденных детей, спустившиеся на землю».

Задание «Лабиринт в лабиринте»

Чтобы узнать, какой гриб олицетворяет души новорожденных детей, вам нужно пройти лабиринт – от буквы к букве.
Сначала определите первую букву. Поможет вам игра «пятый «лишний» – найдите «лишнюю» карточку, и буква, которая стоит в нижнем углу в скобках, будет началом лабиринта.
Результат запишите на обороте карточки лабиринта карандашом.

«Пятый – «лишний»

Сморчок (е)

Боровик (в)

*Ягель (д)

Мукор (ж)

Спорынья (к)

3-й этап. «Разбитая амфора»

В зале дворца-лабиринта, в который мы с вами попали к третьему этапу, стоит множество древних статуй, ваз и амфор. Одна из амфор разбита, но именно она – пропуск к следующему залу.
Ваша задача – собрать древнегреческий сосуд, прочесть и выполнить задание, написанное на нем. Ответ запишите на карточке (учащимся предлагаются конверты с произвольно разрезанной «амфорой»).

* Задание на амфоре:

О какой группе организмов говорится в ребусе?

Ответ: дрожжи – одноклеточные грибы.

4-й этап. «Надпись на стене»

В мифологии Древнего Египта сфинксы – это существа с головой человека, крыльями орла и телом льва.
Русский биолог К.А. Тимирязев назвал растениями-сфинксами группу организмов, сочетающих в себе, подобно мифологическим сфинксам, черты разных существ. Под микроскопом эти организмы похожи на ковер, основная ткань которого образована бесцветными нитями, а рисунок – вкраплениями отдельных клеток. Отгадайте, о ком идет речь. (Команда, правильно ответившая на этот вопрос, получает жетон.)

Удивительное дело –
Как дружны зеленый с белым.
Друг за друга отвечают
И друг друга выручают.

(Лишайник.)

Задание «Надпись на стене»

На стене лабиринта Тесей нашел полустертую надпись – ключ к следующему этапу. Вам нужно восстановить эту надпись.

5-й этап. «Криптограмма»

Вслед за Тесеем мы добрались до центрального зала, где несчастных ждет чудовище.
Но Тесей со своей группой проник в зал первым – и все двери за ними закрылись. Чтобы помочь Тесею, нужно, используя ключ, отгадать криптограмму, из которой мы и узнаем, что произошло с Тесеем.

Криптограмма

5-й этап. «Конкурс капитанов»

Итак, Тесей победил Минотавра. Но на этом приключения не закончились. Теперь предстоит выбраться из лабиринта. Здесь Тесею и помогла нить Ариадны. Сматывая нить в клубок, Тесей вывел свою группу из лабиринта Дедала.

Капитанам команд предстоит, разгадывая загадки, привести свою команду к выходу из нашего биолабиринта. (За правильный ответ команда получает жетон.)

1. Выросли на полочке
Кисточки-метелочки,
Кисточки зеленые –
Лекари хваленые.

(Пенициллиум.)

2. Конское копыто
К дереву прибито.

(Трутовик.)

3. Для ржи – порча,
Для людей – корча.

(Спорынья.)

4. Это что за дело:
Просо обгорело!
И в метелках сажа,
И на листьях даже.

(Головня.)

5. Есть грибы и не в лесу:
В тесте, пиве и квасу.

(Дрожжи.)

В завершение игры подсчитываются общие баллы, подводятся итоги и награждаются победители.

Литература

Власова З.А. Загадки в стихах/Биология. 1999, № 25.

Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. – М.: Просвещение, 1992.

Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. – М.: ACT-Пресс, 1998.

Чуб В.В., Малеева Ю.В. Биология: Флора. Экспериментальный учебник для учащихся 7-х классов – М.: МИРОС, 1994.

Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. – М.: «Аванта +», 1999.

Спонсор публикации статьи: компания ООО «Евроконтракт» - производство и продажа строительных материалов. В широкий ассортимент продукции компании входят такие материалы, как пенобетонные блоки, бордюрный камень, тротуарная плитка, пазогребневые плиты, стеновые блоки, товарный бетон, и многое другое. Высококачественная продукция, изготовленная из натуральных материалов, низкие цены и доставка по Москве и всей России, позволят позволяют проводить строительные работы с экономией времени и денежных средств. Подробнее ознакомиться с предлагаемыми товарами и услугами можно на официальном сайте компании ООО «Евроконтракт» www.evrocontract.ru

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru