Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №26/2004
Особенности преподавания биологии в гуманитарной гимназии

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 2004

В.И. АБРАМОВ,
г. Северодвинск

Особенности преподавания биологии в гуманитарной гимназии

Северодвинская городская гимназия была создана в 1990 г. на базе английской спецшколы. Особенностью гимназии является углубленное изучение иностранных языков: английского, немецкого, французского, испанского. Осуществляются контакты и обмен учащимися с американскими школами. Ежегодно наши учащиеся побеждают в конкурсе «Акт в поддержку свободы» и затем обучаются в течение года в США. Каждый год 96% выпускников гимназии поступает в высшие учебные заведения. Многие из них выбирают вузы, куда при поступлении требуется сдавать экзамен по иностранному языку. Поступают наши выпускники и в престижные технические вузы, и в медицинские университеты.

Специализация гимназии, высокие требования, предъявляемые к преподавательскому коллективу администрацией, родителями и самими учениками накладывают определенный отпечаток на преподавание общеобразовательных предметов и, в частности, биологии.

До 2001 г. преподавание биологии в гимназии велось по стандартной программе, но в 10-х классах вместо положенных двух часов в неделю на биологию был выделен один час, а в 11-х классах вместо двух часов в неделю – полтора часа. Начиная с 2001 г., мы перешли на преподавание биологии по программе В.В. Пасечника, с которой связан целый ряд особенностей в преподавании биологии.

При обучении биологии учащихся среднего звена я считаю важным следующее.

1. Заинтересовать учащихся, привить им любовь к предмету и ко всему живому, развить мышление и творческие способности. Без этого невозможно успешное обучение биологии.

2. Создание на уроках атмосферы взаимопонимания и доверия между учителем и учащимися.

3. Четкая постановка перед учащимися целей и задач каждого урока.

4. Учащиеся младшего и среднего школьного возраста любознательны, эмоциональны, у них развито непроизвольное внимание. Поэтому на уроках при объяснении материала или его повторении для развития познавательного интереса я часто использую игровые моменты. Вот один пример этого.

Тема «Клеточное строение растительного организма», урок «Движение цитоплазмы. Поступление веществ в клетку». Начиная урок, говорю, что мне сегодня предстоит варить манную кашу, но как это делать, не знаю. Прошу учеников посоветовать, как справиться с этой задачей. Ребята старательно объясняют, что нужно взять, как варить и для чего необходимо во время варки каши ее перемешивать. После этого перехожу к объяснению нового материала. Кастрюля – это клетка; молоко – цитоплазма; крупа, соль, сахар и масло, которые мы бросаем в кастрюлю – вещества, поступающие в клетку (вода, минеральные соли, кислород). Когда молоко горячее, вещества в нем лучше растворяются, но если варить кашу на сильном огне, она сгорит. Так и в клетке: при повышении температуры вещества более активно в нее поступают и лучше усваиваются, но если значение температуры выходит за определенные пределы, клетка погибнет. Движение цитоплазмы (как и перемешивание каши) необходимо для равномерного распределения поступивших в клетку веществ. Так, при активном участии ребят, в игровой форме мы изучаем один из важнейших вопросов ботаники.

5. Научное и доступное изложение материала. Это стало еще более актуальным при переходе на новые учебники, которые часто не только сложны для учащихся, но и содержат ошибки (учебник «Биология. Животные» авторы Латюшин В.В., Шапкин В.А).

6. Использование на уроках фрагментов из художественной литературы, стихотворений. На уроках ботаники и зоологии для развития познавательного интереса я часто использую художественную литературу, например книги Сальгари, Хаггарда, Майн Рида, Жюля Верна, Луи Буссенара. В них можно найти много прекрасных образных и ярких описаний растений, животных, природных явлений. Вот один из таких отрывков.

«Стайку летучих рыб, поднявшихся в воздух, можно принять за белокрылых птиц, но сверкающий на солнце блеск чешуи говорит о том, что перед вами рыбы. Какое это очаровательное зрелище! Никто не может им вдоволь налюбоваться: ни старый «морской волк», наблюдающий его, должно быть, в тысячный раз, ни юнга, увидевший его впервые» (Майн Рид «Затерянные в океане»).

7. Использование на уроках научно-популярной литературы. При изучении новой темы на первом уроке я обязательно отвожу несколько минут для показа и краткой аннотации наиболее интересных книг. Кроме того, при кабинете я создал небольшую библиотечку, которой пользуются учащиеся. В течение многих лет я учу ребят работать с научно-популярной литературой. Они готовят доклады и выступают с ними на уроках перед одноклассниками. К сожалению, в последнее время при подготовке к докладам учащиеся, вместо того, чтобы работать с рекомендованной литературой, часто скачивают готовые материалы из Интернета. Кроме того, я должен отметить, что в настоящее время выпускаемая научно-популярная литература по биологии, во-первых, недоступна по цене большинству учителей и учеников, во-вторых, довольно однобока. Большую ее часть составляют различного рода энциклопедии и атласы, литература о древних вымерших животных и о домашних питомцах. Моя личная библиотека насчитывает 1015 томов научно-популярной литературы.

8. Использование видеофильмов и видеофрагментов.

9. Оформление кабинета биологии очень актуально для школ периферии. Кабинет в нашей школе мы оформляли с учащимися старших классов, пользуясь небольшой финансовой поддержкой родительского комитета класса, в котором я являюсь классным руководителем. Общая тема оформления кабинета – экология. При оформлении кабинета использовались фотоматериалы, найденные в Интернете и распечатанные с помощью довольно простенького и дешевого цветного струйного принтера, дающего, тем не менее, иллюстративный материал очень неплохого качества. Хорошо оформленный кабинет создает у учащихся на уроках определенный настрой, учителю и самому приятно в нем работать.

Проводимое ежегодно в гимназии анкетирование учащихся показывает, что среди самых любимых предметов в среднем звене биология не опускается ниже 3-го места.

Изучение биологии в старших классах также имеет свои особенности.

1. Особое внимание уделяется информационной насыщенности уроков за счет использования научно-популярной литературы, материалов, взятых из периодической печати, из сети Интернет. По мере изучения той или иной темы я знакомлю старшеклассников с конкретными сайтами, вывешиваю в кабинете листы с дополнительной информацией, чаще всего также взятой из Интернета.

2. Даже в 11-х классах использую игровые моменты, например при объяснении такой темы, как «Биосинтез».

3. Большое внимание на уроках я уделяю формированию исследовательских умений и навыков, учу школьников самостоятельно находить информацию, синтезировать и применять полученные знания, анализировать, критически оценивать наблюдаемые факты.

4. Используя отличное знание учащимися старших классов иностранных языков, я даю им переводить статьи из таких американских журналов, как «Национальная география», «Дикая природа», «Национальные парки», отрывки из книг, тексты из американских учебников по биологии. Эта дополнительная практика работы с неадаптированным текстом не только дает им возможность получить хорошую оценку за перевод, но и стимулирует интерес к биологии, позволяет и ученикам и учителю получить дополнительную информацию.

5. Учащиеся старших классов привлекались мною в качестве переводчиков во время уроков биологии, которые я проводил для американских школьников. Это не только помогало мне, но и вызывало у старшеклассников дополнительный интерес к биологии, повышало уровень их знаний. Кроме того, они переводили уроки по темам «Новейшие достижения в генетике» и «Способы изучения работы головного мозга человека», которые проводили для учащихся 9- и 11-х классов члены американской делегации из Канзаса: проректор Канзасского университета профессор Дик Уильсон и профессор Канзасского университета Джордж О’Коннор.

6. Большое значение уделялось индивидуальной работе с теми учащимися, которым при поступлении в вузы предстояла сдача вступительных экзаменов по биологии, а в этом учебном году – и Единого государственного экзамена по биологии. В этом плане очень успешной оказалась система спецкурсов.

Исходя из задач, стоящих перед Северодвинской городской гимназией, а также идя навстречу просьбам самих учащихся и их родителей, с 1997 г. в гимназии введены спецкурсы для 10–11-х классов. Теперь в конце каждого учебного года в 9-х классах проводится большая работа по выявлению у учащихся интересов и потребностей в углубленном изучении тех или иных предметов школьного курса. Создаются группы по изучению каждого спецкурса. При этом численность групп не регламентируется. В начале учебного года в 10-х классах проводится сверка списков, так как за время летних каникул у учащихся могут измениться планы на поступление в вузы. После этого завучами гимназии в расписание уроков ставится и расписание спецкурсов. Спецкурсы проходят на 7–8-х уроках. Занятия на спецкурсах носят добровольный характер. Каждый учащийся может выбрать для себя один или несколько спецкурсов. Так же как и по другим предметам, по спецкурсам выставляются оценки за каждое полугодие и за год. По желанию выпускников оценки за пройденный в течение двух лет спецкурс выставляются и в Аттестат о полном среднем образовании. Занятия на спецкурсах для учащихся бесплатны. Администрация гимназии постоянно контролирует проведение спецкурсов. Программы и объяснительные записки к ним обсуждаются на методических секциях и утверждаются руководителем секции и заместителем директора гимназии по данному направлению. Ведется и отдельный журнал по спецкурсу, записи в котором также проверяются администрацией.

Проводится в гимназии и спецкурс по биологии. На вступительных экзаменах по биологии и в заданиях Единого государственного экзамена требуется отличное знание всех разделов курса, а ботаника и зоология изучаются в среднем звене, с чем связан определенный уровень и объем излагаемого в учебниках материала. Кроме того, в классах среднего звена очень редко приходится иметь дело с детьми, которые точно знают, кем они станут и не изменяют в процессе учебы своих планов, связанных с выбором профессии. Именно поэтому в спецкурсе по биологии особое внимание уделяется ботанике и зоологии. В настоящее время мною прорабатывается и текст спецкурса по анатомии человека.

Спецкурс по биологии предусматривает постоянную проверку степени усвоения изучаемого материала. Часто обсуждаются вопросы и темы, выходящие за пределы программы спецкурса. Спецкурс предусматривает и осуществление профориентации, так как знакомит с целым рядом профессий (палеоботаник, альголог и др.). Работа над содержанием спецкурсов идет постоянно.

Индивидуальная помощь старшеклассникам одним только спецкурсом не ограничивается. Постоянно осуществляется помощь в выполнении контрольных работ на заочных курсах, проводятся консультации. При подготовке к Единому государственному экзамену используются не только материалы различных пособий, но и компьютерный диск с вопросами и правильными ответами Единого государственного экзамена по биологии за прошлый год.

Публикация статьи произведена при поддержке Андрушевской гимназии Житомирской области. Посетив официальный сайт Андрушевской гимназии, который располагается по адресу http://2school.info/, Вы сможете ознакомиться с учительским составом и богатой историей этого образовательного учреждения. Большой опыт работы и высокий профессионализм специалистов Андрушевской гимназии позволяют ученикам в полной мере приобрести необходимые знания для дальнейшего обучения и успешного начала будущей карьеры. Так же на сайте гимназии представлены контакты, по которым Вы можете уточнить все интересующие Вас вопросы.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru