Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №44/2004

КОПИЛКА ОПЫТА

Л.М. ДЫМОВА,
Сыктывкарская агрошкола-интернат им. А.А. Католикова,
Республика Коми

Адаптация и ускорение плодоношения
кедра сибирского в условиях Республики Коми

Среди лесных древесных пород кедровые сосны представляют особую ценность. Они дают разнообразную продукцию: орехи, живицу, древесину. Кедровая древесина – основной материал карандашного производства, из живицы получают канифоль, скипидар, кедровый бальзам.

В Украине и в горах Средней Европы – Татрах, Альпах – произрастает европейская кедровая сосна, или кедр европейский. В России встречаются три вида кедровых сосен: сибирская, или кедр сибирский; корейская, или кедр корейский; стланиковая, или кедровый стланик.

Сибирский кедр отличается долголетием, устойчивостью к болезням, зимостойкостью. Его орехи – высококалорийный источник питания с высокой биологической активностью. В ядре содержатся жиры, аминокислоты, микроэлементы, в том числе йод, и другие ценные вещества.

Центром происхождения и территорией оптимального развития сибирской сосны является Горный Алтай, именно здесь для нее имеются наиболее благоприятные условия и здесь она дает самые высокие урожаи орехов. Произрастает сибирская сосна и в Республике Коми, но в естественных лесных массивах республики урожаи орехов небольшие.

В 2001 г. в «Биологии» была опубликована статья профессора Воронежской государственной лесотехнической академии Е.В. Титова о сибирской кедровой сосне, которую можно вырастить на пришкольном или дачном участке в различных регионах России. В Сыктывкарской агрошколе-интернате им. А.А. Католикова в 1989 г. были начаты опытные работы по интродукции кедра сибирского из Горного Алтая. Инициатор этих работ, А.А. Католиков, часто говорил: «Моя заветная мечта – посадить и вырастить кедровый лес... Не потому, что сам я родился и вырос в Сибири, окруженной кедровыми лесами, а потому, что человек, живущий в окружении кедров, становится добрее, удачливее, талантливее».

В естественных условиях сибирская сосна обычно начинает плодоносить только в возрасте 50–70 лет. А нельзя ли ускорить плодоношение кедра путем прививки и заложить активно плодоносящий кедровый сад? Вот уже много лет руководит этой исследовательской работой профессор Воронежской Государственной лесотехнической академии, доктор сельскохозяйственных наук Е.В. Титов.

В 1989 г. была организована экспедиция воспитанников интерната в Горный Алтай, где ребята заготовили в горах 400 саженцев кедра высотой 40–70 см и привезли их в Сыктывкар. В 70 км от города, на берегу реки Малая Визинга, где расположен образовательно-оздоровительный лагерь агрошколы «Межадорское» был заложен кедровник. Наблюдая за развитием кедров, мы отмечали их ежегодный прирост, ширину кроны с севера на юг и с запада на восток. Алтайские кедры трудно привыкали к условиям Севера в основном из-за короткого вегетационного периода. На адаптацию растений потребовалось два года, после чего они резко ускорили прирост в высоту. Если в первые два года прирост составлял 6–8 см в год, то на третий год – 25–30 см. Но в последующие три года прирост вновь снизился из-за неблагоприятных погодных условий. Это были годы с недостаточной влажностью, а кедр – влаголюбивое растение. После возобновления энергичного роста кедров, в 1998 г., мы стали прививать на саженцы черенки с высокоурожайных экземпляров кедра сибирского и кедра европейского, отобранных Е.В. Титовым в алтайской тайге и украинских Карпатах. На привитых кедрах мы фиксировали время набухания почек, начала роста побегов, распускания и развертывания хвои, закладывания верхушечной почки. В 2001 г. привитые деревья зацвели и появилась возможность провести опыление. Пыльцу, собранную с высокоурожайных отселектированных деревьев, нам присылает Е.В. Титов.

Таким образом, опыт показал возможность интродукции сибирской сосны в Республике Коми, а за счет прививки деревьев в возрасте 12 лет мы увеличили урожаи орехов.

В этом опыте участвуют уже несколько поколений воспитанников. Старшеклассникам активно помогают учащиеся начальной школы – они производят замеры деревьев, наблюдают за их развитием. У каждого из малышей есть свой личный кедр, которым они дали ласковые имена: Пушистик, Красавчик, Лохматик. Благодаря этому исследованию мы можем поддерживать взаимосвязь разных поколений воспитанников агрошколы и надеемся, что уже нынешнее поколение воспитанников сможет лакомиться кедровыми орешками.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru