Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №5/2005

КОПИЛКА ОПЫТА

Н.И. ДИАС ПАСКУАЛЬ,
учитель биологии школы № 985,
г. Москва

Определитель знаний

Все мы знаем, как важно закрепить полученные на уроке знания. Более эффективно этот процесс можно осуществить с помощью «Определителя знаний», построенного по тому же принципу, что и знакомый учащимся по курсу ботаники определитель растений.

При работе с определителем учащиеся должны, используя текст учебника и полученные на уроке знания, выбрать из двух предложенных ответов один правильный и последовательными шагами прийти к определению или утверждению. Свои ходы они должны записать в тетради, например 1–2, 2–4, 4–… и т.д., и выписать окончательное определение или утверждение из учебника в тетрадь.

Определитель можно расценивать как элемент модульной технологии на уроке, т.к. работа с ним занимает 5–10 мин, а не весь урок.

Вашему вниманию предлагаются примеры определителей по двум темам.

«Плазма крови. Свертывание крови. Переливание крови»

1. В растворе с концентрацией хлорида натрия менее 0,9% оболочки эритроцитов разрываются......... 2

– В растворе с концентрацией хлорида натрия более 0,9% эритроциты сморщиваются и вода из них выходит наружу.......................................................... 4

2. Физиологическим раствором называется раствор соли с концентрацией:

– равной 0,9%....................................................... 3
– равной 2% ..........................................................1

3. Тромбоциты принимают участие в свертывании крови...................................................................... 4

– Эритроциты, лейкоциты и тромбоциты застревают в сети фибриногена............................................... 1

4. Кровь I группы переливают:

– только тем, кто имеет I группу........................... 1
– всем четырем группам........................................ 5

5. Особый белок, содержащийся в мембранах эритроцитов большинства людей, называется.............................................................................. Резус-фактор

– Из растворенного в плазме белка образуется

«Иммунитет»

1. Вирусы вызывают такие болезни, как:

– чума, холера, малярия....................................... 2
– грипп, корь, свинка............................................ 4

2. Способ предупреждения заболевания оспой предложил Дженнер........................................................... 3

– Вакцины против бешенства и сибирской язвы создал Пастер ...................... Ищите ошибку в ответах

3. Иммунитет, приобретенный после прививки или после введения лечебной сыворотки, называется искусственным ...................... Ищите ошибку в ответах

– Врожденный иммунитет и иммунитет, приобретенный после болезни, называются естественным иммунитетом ................... Ищите две ошибки в ответах

4. Физиологическую сущность иммунитета определяют:

– эритроциты ......... Ищите две ошибки в ответах
– B- и Т-лимфоциты ............................................. 5

5. Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, а также от инородных тел и веществ называется........................................ ...

– Состояние повышенной чувствительности к специфическим болезнетворным микробам, вирусам, а также инородным телам и веществам называется...... ...

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru