Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №5/2005

КОПИЛКА ОПЫТА

М.В. ВАСЮКОВА,
г. Краснокамск, Пермская обл.

Развитие интереса к учению у младших школьников

В настоящее время все активнее идет обновление содержания образования с целью повышения эффективности обучения и развития школьников. Если мы хотим, чтобы ребенок с первых лет обучения не тяготился школой, мы должны позаботиться о таких мотивах, которые лежали бы в самом процессе обучения. Иначе говоря, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться. Еще Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости.

В 1–2-м классах ведущей учебной деятельностью является игра, на которой строится весь процесс обучения. В 3–4-х классах ведущей формой деятельности становится коллективная. Задача учителя состоит в том, чтобы предложить такую систему заданий, которая была бы связана с жизнью ребят и была бы им интересна.

Предлагаемые вашему вниманию задания связаны с миром природы и предназначены для использования как на уроках природоведения, так и на уроках математики. Я включаю их в устный счет, использую в процессе всего урока. Это вносит в урок элемент занимательности, а работа над такими заданиями способствует развитию логического и творческого мышления, внимания, памяти.

Задания представляют собой логические цепочки, граф-схемы, коды, уравнения. Чтобы узнать правильный ответ, надо выполнить те или иные вычисления, найти закономерность в изменении чисел и т.п. и потом соотнести результат с числами, обозначающими возможные варианты, с буквенным кодом или таблицей. Возможен и обратный процесс: зная ответ, ребенок может проверить свои вычисления или легче определить характер приводимой в задании закономерности.

1. Почему необходимо стирать пыль с листьев комнатных растений?

Варианты ответов:

7 – чтобы они могли дышать;
9 – чтобы они могли цвести.

2. Как называется самый маленький пингвин?
Умножьте «листочек» на каждый «лепесточек», расположите ответы в порядке возрастания и вы узнаете последовательность букв в этом слове.

3. Как называется жалящее морское животное? Выберите самый маленький ответ.

Варианты ответов:

3 – рыба-меч;
9 – медуза.

4. Что называется бортничеством?

Варианты ответов:

33 – добыча меда;
22 – разведение боровов.

5. Какое растение лучше очищает воздух от загрязнения?

Варианты ответов:

25 – тополь
27 – дуб.

6. Любят ли дождь дождевые черви?
Выбери в каждой строчке наибольшее число. Сумма этих 3 чисел и будет ответом на вопрос.

Варианты ответов:

150 – да;
170 – нет.

7. В какой стране кошка считалась священным животным?

Какое число должно стоять на месте «?», чтобы последовательность внутри и снаружи круга была правильной?

Варианты ответов:

1 – в Древнем Египте;
3 – в Древней Греции.

8. Как называется большая пресноводная рыба с усами?

Какого числа не хватает?

Варианты ответов:

5 – сом;
4 – щука.

9. Кого называют «кораблем пустыни»?

Варианты ответов:

24 – верблюда;
14 – варана.

10. Как называется условная мера, показывающая, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображении их на карте? Проведи все указанные вычисления в намеченном порядке.

Варианты ответов:

65 – рисунок;
63 – масштаб.

11. Кто живет в дупле? Найди буквы, соответствующие указанным числам.

12. Врачи всего мира считают это самой распространенной «болезнью».
Расположи ответы в порядке убывания и узнай последовательность букв.

13. Ананас – это плод дерева или травянистого растения? Найди число, которое спряталось за треугольником.

Варианты ответов:

340 – травянистого растения;
260 – дерева.

14. Какой бык обитает в горах? Реши три варианта задачи и найди один ответ.

Варианты ответов:

70 – зубр;
7 – як.

15. Она бывает савойской, брюссельской, кольраби. О чем идет речь? Проделай указанные действия и найди правильный ответ.

Варианты ответов:

11 – капуста;
64 – морковь.

16. Какая птица никогда не садится на землю?
Найди лишнюю фигуру.

Варианты ответов:

5 – стриж;
3 – щегол.

17. Рыба, которая обитает в озере Байкал. Расположи ответы в порядке убывания и узнай последовательность букв.

18. Какая птица охотится на змей? Выполни вычисления.

Варианты ответов:

70 – птица-секретарь;
7 – страус.

19. Каким цветом на карте обозначают низменности?

Варианты ответов:

5 – зеленый;
7 – желтый.

20. Кого называют «лесной курицей»? Узнай последовательность букв, расположив ответы в указанном порядке.

21. Сложив все значения Y, ты узнаешь имя самой крупной лягушки в мире

Y x 5 = 200
750 – Y = 380
84 : Y = 28
Y + 153 = 400

Варианты ответов:

600 – квакша;
711 – чесночница;
660 – голиаф.

22. Какая ягода самая поздняя?

Варианты ответов:

22 – брусника;
84 – клюква.

23. Какая из птиц считается самой маленькой? Решив примеры, составь возрастающую последовательность сначала всех нечетных, а затем всех четных чисел.

16 + 8 = б
45 – 12 = к
20 + 65 = и
23 + 46 = и
24 + 19 = о
28 + 6 = р
100 – 17 = л

24. Как называют сооружение, через которое качают из земли нефть? Узнаешь, если выполнишь все действия в указанной последовательности.

Варианты ответов:

40 – пробоина;
50 – скважина.

25. Существует около 1200 рецептов блюд из этого овоща. А что это за овощ, узнаешь, если выполнишь действия в указанной последовательности.

Варианты ответов:

30 – морковь;
24 – картофель.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru