Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №6/2005

ОЛИПИАДЫ, КОНКУРСЫ

А.В. КОЛЬЧЕНКО,
зам. директора РЭБЦ по научно-методической работе,
Л.М. КАЛАШНИКОВА,
доцент, Кабардино-Балкарский госуниверситет

Окончание. См. № 5/2005

Заочная олимпиада по биологии и экологии

Задания для 9-го класса

Задание № 1. Заполните пропуски.

ГиппократЕго называют отцом медицины. Важнейшими диагностическими признаками он считал ................ . Своих пациентов он лечил ........... и рекомендовал заниматься ....... . Назначал ...................... . Его призыв к врачам «................................» является основополагающим и в современной медицине.

Поэтому молодые врачи дают клятву ...................... .

Задание № 2. Какую проблему позволяет решать метод доктора Илизарова? На чем он основан?

Задание № 3. Существует ли разница в количестве костей у ребенка и у взрослого человека, как изменяется в течение жизни рост человека, почему прочность костей зависит от «работы» кожи, почему с возрастом кости становятся хрупкими?

Задание № 4. Какова причина, механизм и значение появления у человека «гусиной кожи»?

Задание № 5. От чего зависит цвет кожи? Полезен или вреден загар? Какова причина появления веснушек?

Задание № 6. Многие люди любят собирать грибы. А могут ли грибы поселяться в организме человека? Как они туда попадают?

Задание № 7. Что может увидеть и узнать врач о пациенте, рассматривая его язык?

Задание № 8. Что мы называем гландами, или миндалинами? Каково их значение в организме?

Задание № 9. Известно, что лейкоциты выполняют защитную функцию. Сколько их, какие они бывают и почему врачей беспокоит резкое увеличение количества отдельных видов лейкоцитов в крови?

Задание № 10. Существуют «болезни» с необычными названиями: «морская болезнь», «болезнь водолазов», «горная болезнь». Каковы их причины?

Примерные ответы

1. Температуру, пульс, позу больного. Травами, используя более 200 видов. Гимнастикой, массажем. Водные процедуры. «Не навреди». Гиппократа.

2. В результате перелома конечность может стать короче. Чтобы избежать этого, доктор Г.А. Илизаров (р. 1921) сконструировал аппарат, предназначенный для увеличения зоны срастания частей сломанной кости.

3. У ребенка 270, а у взрослого 206 костей, так как часть их с возрастом срастается. До 20–25 лет человек растет, а после 40 его рост начинает уменьшаться за счет усыхания хрящей (примерно на 1 см за 10 лет). Прочность костей связана с обменом кальция, а обмен кальция связан с витамином D, который вырабатывается в коже. С возрастом развивается остеопороз (разрежение костного вещества).

4. Появление «гусиной кожи» – это защита организма от переохлаждения, в результате сокращения мышц закрываются поры и прекращается потоотделение, организм теряет меньше тепла.

5. Цвет кожи зависит от соотношения меланина, каротина и гемоглобина. Умеренный загар полезен, а длительное пребывание на сильном солнце опасно, т.к. возможны ожоги и развитие рака кожи. Появление веснушек – результат образования скоплений меланина на лице. Обычно усиливается весной.

6. Есть патогенные грибки, способные поселяться на коже, слизистых оболочках, на внутренних органах, вызывая их поражение. Заражение происходит спорами по воздуху, при контакте с зараженным человеком, животными, при купании в грязных водоемах со стоячей водой.

7. Состояние языка отражает состояние всего организма и его отдельных систем. Например, белый налет – признак нарушения работы пищеварительной системы; малиновый язык – при скарлатине.

8. Гланды (миндалины) – это парные лимфоидные органы, выполняющие барьерную функцию. Если организм ослаблен (в результате переохлаждения они могут не справиться с микробами – и возникает простуда. Воспаление гланд – ангина, а хроническое воспаление – тонзиллит. У детей бывает воспаление носовых миндалин – аденоидов, что затрудняет дыхание, сказывается на умственном развитии.

9. В 1 мм3 крови здорового человека содержится 4–9 тысяч лейкоцитов. Они делятся на зернистые (гранулоциты) и беззернистые (агранулоциты). Зернистые: нейтрофилы, выполняющие функцию фагоцитов, составляют около 70% всех лейкоцитов; эозинофилы (1,5%) и базофилы (0,5%). Беззернистые: лимфоциты (24%) и моноциты (4%). Увеличение числа тех или иных лейкоцитов связано с различными заболеваниями. Например, количество эозинофилов возрастает при аллергических состояниях. Увеличение количества лейкоцитов в десятки раз – лейкемия, рак крови.

10. Морская болезнь вызывается вертикальной качкой, особенно если у человека слабый вестибулярный аппарат. Болезнь водолазов (кессонная) возникает в результате быстрого подъема с большой глубины и объясняется тем, что на большой глубине из-за высокого давления в крови растворяется большое количество азота, а при быстром подъеме он выделяется в виде пузырьков (кровь «закипает»), которые могут закупорить мелкие кровеносные сосуды; поэтому подъем осуществляют медленно или проводят декомпрессию в барокамере. Горная болезнь обусловлена гипоксией, недостатком кислорода в разреженном воздухе на большой высоте.

Задания для 10-го класса 

Задание № 1. Почему и как изменяется на Земле растительный и животный мир?

Задание № 2. В чем суть произошедшего около 2 млрд лет назад события, получившего название «кислородная революция»? К чему оно привело?

Задание № 3. Назовите особенности живых организмов, подтверждающие теорию зарождения и развития жизни в океане.

Задание № 4. Как называется способность восстанавливать утраченные части тела и для каких организмов она характерна?

Задание № 5. Морские кишечнополостные актинии – хищники, но иногда сами становятся жертвами хищных голожаберных моллюсков. Что при этом происходит со стрекательными клетками актиний?

Задание № 6. Важнейший признак, по которому различаются животные и растения, – способность последних к фотосинтезу. Однако такое деление весьма условно. Почему?

Задание № 7. Известно, что жизнь в группах дает большие преимущества для выживания, особенно если они хорошо организованны. Какие формы коммуникации используют животные для общения в группах?

Задание № 8. Долгое время грибы относили к растениям, но затем выделили в самостоятельное царство. Какие особенности грибов послужили основанием для этого?

Задание № 9. Что означает понятие «чередование поколений», у каких организмов оно встречается, каково биологическое значение этого явления?

Задание № 10. Назовите основные механизмы поступления веществ из окружающей среды в клетку и из нее.

Примерные ответы

1. В результате эволюции выживают и дают потомство наиболее приспособленные в текущим условиям окружающей среды особи (естественный отбор). Материалом для отбора являются полезные мутации, т.е. наследственные изменения, дающие какие-либо преимущества.

2. На Земле появились фотосинтезирующие организмы, а в атмосфере – кислород как результат их жизнедеятельности. В настоящее время жизнь на Земле немыслима без кислорода, аэробные организмы преобладают, т.к при кислородном окислении организм получает больше энергии.

3. Наиболее древние организмы, известные по ископаемым остаткам, – это морские организмы. В онтогенезе даже наземных позвоночных существуют стадии развития, когда закладываются жабры. Химический состав клеток и внутренней среды организмов схожи с таковым морской воды.

4. Регенерация. В той или иной степени характерна для всех организмов, но лучше всего развита у низкоорганизованных, у которых она даже может быть способом бесполого размножения. Губки можно протереть через сито, и из каждой мельчайшей части может развиться новый организм. Кишечнополостные, черви, иглокожие могут восстановливаться из части организма.

5. Стрекательные клетки актиний, проходя через кишечник, не перевариваются, а встраиваются в тело моллюска, сохраняя свою работоспособность, и защищают нового хозяина.

6. Для некоторых простейших (жгутиковые – эвглена, хламидомонада) характерно наличие пигмента хлорофилла и одновременно два типа питания – автотрофный и гетеротрофный за счет поглощения готовых органических веществ из воды. Среди высших растений есть паразиты (повилика, заразиха, петров крест), не имеющие хлорофилла и питающиеся готовыми веществами растений-хозяев. В ряде случаев одноклеточные фотосинтезирующие организмы поселяются в теле многоклеточных животных (губок, коралловых полипов, реснитчатых червей, моллюсков тридакн и даже в яйцах земноводного – амбистомы), и те в результате получают дополнительное питание и кислород за счет процессов фотосинтеза.

7. Такие же, как и при общении друг с другом: зрительные (позы, изменение окраски, внешний вид); звуковые (голосовые сигналы, дельфины и летучие мыши могут издавать и воспринимать ультразвук); осязательные (касания, вылизывание, толчки, удары и укусы, вибрационные сигналы, передаваемые через субстрат); запаховые и химические (феромоны и т.д.).

8. Будучи во многом сходными с растениями, грибы питаются так же, как и животные, – гетеротрофно, т.е. используя готовые органические вещества. Строение и химический состав клеток и клеточных стенок грибов своеобразен – в них присутствует хитин.

9. Чередование полового и бесполого поколений. Половое производит половые клетки – гаметы, которые затем сливаются попарно в единую клетку – зиготу, из которой развивается новый организм. Бесполое размножается вегетативным путем – спорами, клетками, почкованием. Наблюдается у простейших, практически у всех растительных организмов (у высших – голо- и покрытосеменных растений половое поколение редуцировано до пылинок и семязачатков) и некоторых животных (кишечнополостные: медузы, кораллы). Бесполое поколение обеспечивает в первую очередь увеличение числа особей, а половое – расселение и рекомбинацию генетического материала.

10. Пассивный транспорт: диффузия (спонтанное движение молекул и ионов) и осмос – их движение по градиенту концентрации; активный транспорт – перенос молекул через мембрану клетки с помощью так называемых мембранных насосов, встроенных в мембрану спечиальных белков-переносчиков и каналообразующих белков против градиента концентрации, с затратой энергии. Экзо- и эндоцитоз: твердые частички (фагоцитоз) и жидкие веществ (пиноцитоз) – транспортируются в пузырьках, образуемых впячиванием мембраны.

Схематическое изображение различных механизмов поступления веществ в клетку

Схематическое изображение различных механизмов поступления веществ в клетку

Механизм облегченной диффузии растворенного вещества

Механизм облегченной диффузии растворенного вещества

Схема функционирования (Na+–K+)-насоса в плазматической мембране

Схема функционирования (Na+–K+)-насоса в плазматической мембране

Схематическое изображение двух насосов мембранных транспортных белков

Схематическое изображение двух насосов мембранных транспортных белков

Литература

Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989.

Гуленков С.И., Дмитриева Т.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по биологии. Человек (анатомия, физиология, гигиена). – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

Пасечник В.В. и др. Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами. –М.: Мнемозина, 1998.

Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1982.

Теремов А.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по общей биологии. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

Я познаю мир. Детская энциклопедия: От амебы до кальмара. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003.

Я познаю мир. Медицина. (Авт.-сост. Н.Ю. Буянова) – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003.

От редакции: при подготовке материала к печати формулировки некоторых заданий и ответов были изменены в соответствии с правилами редакции.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru