Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №3/2006

БИОЛОГИЯ МАЛЫШАМ

Л.А. ЛАУБАХ,
МОУ Федоровская СОШ № 2,
Ханты-Мансийский автономный округ

Уроки экологии во 2-м классе

Из опыта работы

Изучение новой школьной дисциплины – экологии для 1–3-х классов по программе заслуженного учителя В.Г. Рудского – в нашей школе введено с 1999 г. После апробации на занятиях с детьми методические материалы анализировались учителями и дорабатывались.

В связи с тем, что пособий для учителей, ведущих уроки экологии у младших школьников, не хватает, я решила поделиться своими наработками с коллегами и единомышленниками.

Предлагаемый материал построен в соответствии со структурой учебника В.Г. Рудского «Экология» для 2-го класса. Для лучшего усвоения учащимися материала учебника мной разработана «Рабочая тетрадь по экологии с дневником наблюдений», в которой содержатся интересные задания для выполнения на уроках и дома, помогающие развивать мышление, память, внимание, речь, воображение младших школьников.

При соответствующей корректировке методика может быть использована для изучения окружающего мира по другим учебникам и учебным пособиям.

Во 2-м классе на изучение предмета «Экология» отводится 33 часа. Предлагаемый материал сгруппирован по разделам: «Природные ритмы»; «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Такая последовательность учит логически мыслить, позволяет понять существующие в природе закономерности, естественные циклические природные явления, взаимосвязь природных процессов и явлений, приспособленность организма к условиям среды. Все новые элементарные понятия, формируемые на каждом уроке, вынесены в соответствующую рубрику.

Регулярные наблюдения в природе формируют у школьников понятие о приспособленности организма к окружающим условиям (в том числе к сезонным).

Ребята учатся измерять температуру воздуха, воды; наблюдать за изменением температуры по сезонам; ставить простые опыты. Результаты наблюдений за погодой фиксируются в классном настенном календаре и используются для сравнения погоды по сезонам.

Особое внимание уделяется изучению основ фенологии, которое предполагается продолжить в 3–4-м классах. Желательно выполнить все запланированные экскурсии в природу, а после экскурсий провести уроки рисования и труда по впечатлениям и материалам, собранным в природе.

К концу года школьники должны знать:

– характерные природные признаки сезонов и месяцев года;
– три состояния воды;
– примеры сезонных явлений в мире растений и животных;
– примеры сезонного труда людей;
– хотя бы по одному произведению художников, поэтов, музыкантов, где бы были отражены времена года.

В этом номере мы начинаем публикацию раздела «Весна». Методическая часть разработки представлена в виде поурочного планирования и дополнена соответствующими страницами «Рабочей тетради».

Фрагмент «Рабочей тетради»

Погода весной (март – апрель – май)

Число

Температура, °С

Солнечная активность

Осадки

Ветер

1

       

2

       

3

       

4

       

5

       

и т.д.

       

Раздел «Весна»

Урок 1. Экскурсия «Фенологические признаки весны»

Цель: закрепить понятия взаимосвязи живой и неживой природы в начале весны.

Оборудование: термометры, корм для птиц, снегомер (шест с делениями).

Новые понятия: проталина, ручей, соцветия.

ХОД ЭКСКУРСИИ

I. Беседа

Учитель сообщает о цели экскурсии, повторяет правила перехода улицы и поведения в природе, проверяет одежду и обувь детей.

II. Практическая работа

Ребята определяют температуру воздуха и отмечают, что она стала выше, чем раньше. Измеряют с помощью шеста длину тени. Сравнивают ее с длиной тени в декабре, январе, феврале (эти данные записаны в «Рабочей тетради»). Делают вывод, что солнце над горизонтом стоит выше, на улице потеплело, длина дня увеличилась, небо голубое и т.д. Днем, при оттепели, снег начинает подтаивать, а ночью температура понижается и на снегу образуется ледяная корка – наст. Он может помешать ночующим в снегу животным выбраться наружу. (Ребята должны вспомнить названия этих животных: тетерев, куропатка, рябчик, глухарь, мыши, полевки и др.) А олени, косули, лоси могут о наст поранить ноги. Ученики измеряют толщину снежного покрова, сравнивают с измерениями, сделанными в зимние месяцы, делают вывод, что снег стал оседать. Рассматривают снег, замечают, что он похож на крупу, появилась ледяная корка сверху и в толще снега есть лед.

Ребята вспоминают, какие органы есть у растений, как различаются растения по строению и форме (деревья, кустарники, травы). Сравнивают деревья и кустарники, выделяя существенные признаки. На ольхе и березе находят сережки (соцветия). Они зацветут ранней весной. Находят лиственные и хвойные растения, устанавливают сходства и различия, находят фенологические признаки – набухание почек.

Школьники наблюдают за поведением животных – песни птиц и т.д.

Учитель обращает внимание детей на сосульки, которые свисают с деревьев, спрашивает, как они образовались. (Капли воды стекают вниз и замерзают.) Обращает внимание на иней (если есть) – мелкие кристаллы замерзшей воды. Оттепель бывает в конце зимы, ясный день напоминает о близкой весне.

Устанавливают экологические связи:

  • солнце – погода – растения –животные (солнце над горизонтом поднялось выше, поэтому стало больше света и тепла, увеличилась продолжительность дня и уменьшилась продолжительность ночи, «проснулись» деревья, началось сокодвижение, набухают почки, а на вербе они уже лопаются, начал чернеть снег, проснулись животные, люди сменили зимнюю одежду и обувь на весеннюю);

  • весеннее тепло – вода – норные животные (потеплело, снег начал таять, вода затекает в норки);

  • солнце – проталины – насекомые – скворцы (солнце греет, появились проталины, проснулись и выползли насекомые, прилетели скворцы, которые питаются насекомыми).

Вывод: в фенологии этот период – перелом зимы – связан с оттепелями, первыми проталинами, сосульками, первой песней синиц, опаданием крылаток клена и т.д. Весна – конец зимнего покоя у растений, конец спячки животных, начало перелета птиц.

Дети вспоминают фенологические признаки начала зимы и сравнивают с фенологическими признаками начала весны (табл. 1).

Таблица 1

Зима

Весна

Понижение температуры, сокращение светового дня, снег укрыл землю, растения находятся в состоянии покоя, животные впали в спячку   

Повышение температуры, увеличение светового дня, снег начал таять, началось сокодвижение, набухают почки, просыпаются насекомые, громче поют птицы и т.д.

Фенологические и народные приметы

К потеплению, к оттепели: туман, облачность; на реке вода выступила на лед; в печи слабая тяга; галки играют в воздухе; воробьи расчирикались.

III. Домашнее задание

1. Понаблюдать, как ведут себя домашние животные перед оттепелью.

2. Просмотреть в «Рабочей тетради» календарь весенних наблюдений.

Отметить даты:

– начала таяния снега;
– появления первых проталин
– прилета скворцов;
– начала сокодвижения у березы.

3. Выучить стихотворение И.Токмаковой «Весна».

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.

Фрагмент «Рабочей тетради»

УРОК 1. ВЕСЕННЯЯ ЭКСКУРСИЯ

Дата экскурсии ______________________________________ .

число, месяц

1. Продолжай наблюдать за погодой.

Запиши результаты своих наблюдений:

температура воздуха и воды ______________;
облачность ___________________________;
осадки _______________________________;
направление ветра ______________________;
длина от тени шеста _____________________;
движение облаков ______________________.

2. Учись предсказывать погоду по приметам.

Если облака быстро движутся в одну сторону – потеплеет.

Напиши, как и в какую сторону движутся облака сегодня.
____________________________________________________________

Постарайся определить, какая температура воздуха будет в ближайшие дни.

3. Перечисли приметы весны. С чем связано их появление?

4. Посмотри на снег. Запиши, что ты заметил. Почему тает снег?

5. Определи цвет неба. Высоко или низко стоит солнце? Какие изменения в природе тебе удалось заметить. Почему они произошли?

6. Определи, в какой фенологический период проходит экскурсия.

Этот период связан с оттепелями, первыми проталинами, сосульками, первой песней синиц, опадением крылаток клена. Объясни связи и причины этих изменений в живой и неживой природе.

7. Измерь глубину снега, длину тени от шеста. Сравни с результатами, которые ты получил зимой. Что ты заметил? Почему произошли эти изменения?

8. Викторина «Птичий калейдоскоп».

  • Почему мы считаем птиц своими друзьями?

  • Какая наша крупная лесная птица с наступлением весны бормочет так, будто произносит: «Куплю балахон, продам шубу», а с наступлением осени – «Продам балахон, куплю шубу».

  • Какие птицы выстилают гнезда конским волосом или шерстью домашних животных?

  • Какие птицы наших лесов выводят птенцов зимой?

  • Какая птица большую часть пути к нам с юга шагает пешком?

Урок 2. Погода весной

Цель: формировать понятие о том, что температура – главный определитель всех фенологических явлений.

Оборудование: картины зимнего и весеннего леса.

Новые понятия: оттепель, капель, сосулька.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Рассказ детей о поведении домашних животных перед оттепелью.
2. Чтение наизусть стихотворения «Весна» И.Токмаковой.
3. Анализ календаря весенних явлений из дневника наблюдений, сравнение со своими наблюдениями.
4. Объяснение связи: солнце –проталины – насекомые – скворцы.

II. Изучение нового материала

Учитель. Вы уже заметили, что солнце стало подниматься в полдень намного выше, чем зимой, и теперь оно дольше светит и лучше греет. На солнечной стороне на крышах и стенах домов, на крутых обрывах рек, на обочинах дорог начинает таять снег. Этот притай стал появляться еще в феврале, т.е. еще зимой. А теперь в местах притая появились сосульки, и в солнечные дни уже стучит капель. Воздух начинает согреваться. Бывают в это время такие оттепели, что снег тает даже в тени. Ранней весной чаще стоит морозная погода и даже если днем бывает тепло, то ночью и утром часто бывают заморозки, замерзают лужи, подмерзает почва. Часто бывают снегопады и метели. Но с каждым весенним днем солнышко греет сильнее, и теплые ночи теперь не редкость. Быстро сходит снег с полей и лугов. Днем бывает даже жарко, почти как летом. Но весенняя погода неустойчива. Иногда после нескольких жарких дней возвращается мороз, выпадает снег и, кажется, снова пришла зима.

Такой возврат холодов, особенно в конце весны или даже в начале лета, очень тяжело переносится и растениями, и животными. От низкой температуры подмерзают появившаяся нежная зелень трав и листья деревьев и кустарников, они делаются хрупкими и ломаются. Могут погибнуть насекомые, уже покинувшие зимние убежища, и даже пострадать рано прилетевшие скворцы.

По каким признакам можно предсказать возврат мороза? Если в теплый пасмурный день к вечеру вдруг разъяснится, стихнет ветер и похолодает, то ночью или следующим утром может случиться заморозок.

Сравните картины зимнего и весеннего леса: что изменилось и почему?

Отмечают, что после оттепели снег обветшал, состарился, в нем нет прежней свежести и яркости.

Но фенологически весна начинается лишь во второй половине марта, 23 числа, после весеннего солнцестояния. Земля в космическом пространстве совершает свой извечный путь вокруг Солнца. И постепенно меняется погода. Март еще очень холодный, но уже светлый. К северу от Москвы весна начинается в конце марта, после излома зимы. Излом зимы – это снеготаяние от солнечных лучей, а не от дождя. Месяц март – зимобор: как зима ни упрямится, а весной пахнет. В марте могут появиться первые проталины – оттаявшая земля на солнечных склонах.

Температура определяет многие фенологические явления, особенно в мире растений.

В марте начинается сокодвижение у деревьев и кустарников. Питательные вещества из почвы поднимаются от корней к почкам. Многие собирают весной сок клена и березы. Он вкусный и полезный. Но, собирая сок, можно причинить дереву непоправимый вред. Если не замазать ранку воском, дерево может истечь соком, засохнуть.

Работа с иллюстрациями первоцветов

Учитель. Какие цветы вы видите на иллюстрации? (Подснежники.)

Послушайте сказку о происхождении подснежника, ее рассказала латышская писательница Анна Саксе. У богини Снега родилась девочка, которую назвали Снежинкой. Когда она подросла, то полюбила юношу по имени Южный ветер. Его горячие обьятия растопили Снежинку, и она каплей ушла в землю, растворилась в ней. Ранней весной Снежинка, чувствуя приближение Южного ветра, дыханием растапливает снег и, высунув головку, заглядывает в голубые глаза своего любимого.

Многие подснежники занесены в Красную книгу. Причина их исчезновения – интенсивный сбор.

Чтение стихов учащимися

С целым миром спорить я готов
И готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят, глядят на нас с тобою.
В час раздумий и тревог,
В горький час беды и неудачи.
Видел я: цветы, как дети, плачут,
И роняют слезы на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад,
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети с колыбели…
Цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.

Р.Гамзатов

Народные поговорки о весне

(дети должны объяснить смысл)

  • Весна – зажги снега, заиграй овражки.

  • Не бойся зимы – бойся отзимка.

  • Матушка-весна всем красна.

Познавательная задача

Все вы знаете мультфильм про зайца Коську и Родничок, которые любили играть, бегая наперегонки.

Радостный Родничок очень любил людей, хотя его мать Земля не раз предупреждала, что люди коварны. Однажды прибежал Коська к реке, а Родничка нет. «Эй, Родничок, где ты?» – позвал зайчик. «Я здесь! – отозвался Родничок. – Мне плохо. Помоги! Посмотри, что сделали люди!»

Заяц Коська увидел, что Родничок задыхается, а рядом с ним гибнет река, превращаясь в сточную канаву, в которую стекают струйки вонючей жидкости. Родничок плакал грязно-горькими слезами, а Коська в ужасе качал головой и разводил лапками: он был бессилен что-либо сделать.

А вы ребята можете помочь Родничку? В чем ошибка людей? Почему река задыхалась? Вспомните речушки и реки нашей области и объясните причины гибели Родничка.

III. Домашнее задание

Записать в дневник наблюдений весенние приметы. Длинные сосульки – к долгой весне. Ранний прилет грачей – к теплой весне.

Фрагмент «Рабочей тетради»

УРОК 2. ПОГОДА ВЕСНОЙ

1. Когда наступает весна?

______________________________________________________________________________________

Запиши название весенних месяцев:

______________________________________________________________________________________

2. Подчеркни природные явления, характерные для весны.

Заяц сменил свой цвет с белого на серый. Белка запасает пищу. День равен ночи. Тает снег. Птицы летят на север. Журчат ручьи. День длинный. Мороз. Тепло. Ярче светит солнце.

3. Чем вызваны весенние изменения погоды?

______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

Найди картинку о весне и подготовь по ней устный рассказ.

4. Установи связь, определи причины.
Весна – тепло – холодно – оттепель – капель – сосульки – солнце.

______________________________________________________________________________________

5. Как называются цветы, которые цветут первыми?

______________________________________________________________________________________

Назови причину исчезновения подснежников.

______________________________________________________________________________________

Как сберечь подснежники?

______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

6. Объясни смысл народных поговорок о весне:

  • Весна – зажги снега, заиграй овражки.

  • Не бойся зимы – бойся отзимка.

______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

Весенние приметы.

Длинные сосульки – к долгой весне. Ранний прилет грачей – к теплой весне. А какие еще приметы ты знаешь?

______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

7. Объясни выражение: «Весна – переход от зимней стужи к жаре».

Назови признаки весенней погоды, их отличия от зимней и причины изменения погоды. Как влияет погода на живую и неживую природу?

______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

8. Почему у всех растений листья плоские? Жилки – это сосуды, проводящие воду и сладкие соки растения. Ты согласен?

______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

9. Исследовательская работа «Капелька».

Выяви места «утечки» чистой воды и предложи практические мероприятия по сбережению запасов чистой пресной воды.

– Где мы теряем воду?
– Выясни, как и сколько ты и другие пользуются водой?
– Нарисуй предупреждающие знаки и повесь их около водопроводных кранов в школе и дома.
– Посоветуйся с мамой, как сократить объем использования воды.

______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

 

 Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru