Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №15/2007
Программа элективного курса «Карта человеческого тела»

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

Г.А. РЕВЯКО,
учитель биологии и географии
МОУ «Гимназия № 1», г. Нерюнгри

Программа элективного курса «Карта человеческого тела»

9-й класс

Пояснительная записка

Курс «Карта человеческого тела» призван расширить знания учащихся о собственном организме, о процессах, происходящих в нем. Курс состоит из нескольких разделов, посвященных различным органам и системам организма человека и их функционированию как целостной системы.

Программа курса соответствует программе общеобразовательной школы. В ней сохранены все разделы и темы, однако содержание каждого учебного блока расширено и углублено лабораторными, практическими, экспериментальными работами.

Особенностью курса является его обобщающий характер. Такой подход позволяет учащимся не только систематизировать ранее полученные знания по различным предметам (физика, химия, география, биология), но и подойти к осознанию роли человека в биосфере.

При изучении курса используются методы обучения через опыт и сотрудничество. Курс способствует осознанному выбору профильного обучения, будущей профессии.

Человек в состоянии оценить состояние своего здоровья и оптимизировать свою деятельность. Для этого подрастающее поколение должно овладеть необходимыми знаниями и умениями, обеспечивающими ему возможность ведения здорового образа жизни.

Цели и задачи курса

1. Расширить знания учащихся по анатомии и физиологии человека.
2. Сформировать навыки исследовательской работы и мониторинга.
3. Воспитывать и развивать культуру здорового образа жизни.

Программа построена на основании государственной программы для общеобразовательных школ под ред. В.Б. Захарова и др.

После изучения курса учащиеся должны знать:

– определения основных понятий;
– основные правила здорового образа жизни;
– строение органов, систем органов, их функциональные особенности и значение;
– основы нейро-гуморальной регуляции организма;
– причины нарушения осанки, искривления позвоночника, сердечно-сосудистых заболеваний, болезней органов дыхания, нарушений зрения и слуха;
– влияние движений, тренировки, физической культуры на развитие систем органов;
– место человека в системе органического мира;
– об организме как целостной системе;
– о физиологических основах здорового образа жизни.

Учащиеся должны уметь:

  • Выявлять связь между:

– органами и системами органов;
– строением и функциями органов;
– организмом и внешней средой.

  • Определять:

– типы клеток, тканей, зубов, желез;
– действие ферментов на органические вещества;
– гибкость позвоночника, плоскостопие;
– некоторые функциональные нарушения сердечно-сосудистой деятельности.

  • Выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии.

У учащихся должны быть сформированы следующие компетенции

1. Учебно-познавательные:

– находить адекватные способы решения учебных задач на основе заданных алгоритмов;
– определять наиболее рациональную последовательность при выполнении практических и лабораторных работ;
– самостоятельно оценивать свою деятельность;
– уметь выделять причинно-следственные связи;
– творчески решать практические задачи.

2. Коммуникативные:

– вести диалог, выступать публично;
– участвовать в коллективной мыслительной деятельности;
– убеждать, доказывать, формулировать выводы.

3. Общекультурные:

– управлять своим поведением, своими потребностями и желаниями, сочетая их с интересами коллектива;
– соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических и лабораторных работ.

4. Информационные:

– конспектировать прочитанное, осуществлять пометки, выписки, цитировать письменный текст, составлять тезисы;
– описывать полученные результаты во время практических, лабораторных работ, делать выводы;
– работать с микроскопом, микропрепаратами, муляжами, таблицами, схемами.

Форма контроля уровня достижений учащихся

Для стимуляции личностного роста учащихся можно использовать балльную систему мониторинга достижений, фиксируя результаты в приведенной ниже таблице.

Ф.И. учащегося

Тема

Работа в группе

Разбор темы

Устнй ответ

Подбор темы

Оформление материалов

Защита материала

Практическая работа

                 
                 
                 
                 

Оценки каждого учащегося отражаются в его рабочей тетради, а в конце выставляется «зачет» или «незачет». Индивидуальный подход состоит в выполнении проектов по тематике курса по таким проблемам, как, например, «Влияние шума на слух», «Физиологические нарушения работы сердца». Защита проектов происходит в конце курса. При успешной защите учащиеся получают грамоты, дипломы или призы.

Содержание курса

Организм человека и его строение. Тело человека можно разделить на различные «системы», каждая из которых играет определенную роль в обеспечении равновесия в организме всех систем, функционирующих в тесном взаимодействии друг с другом.

Клетка. Ткани. Все части тела человека состоят из различных типов клеток и тканей, выполняющих определенные функции. Несмотря на разнообразие клеток, все они имеют сходное внутреннее строение, но различную продолжительность жизни.

Пищеварительная система. Эта система служит поставщиком энергии для деятельности всех систем организма. Что происходит с пищей? Какую роль выполняют крошечные ворсинки в тонком отделе кишечника? Ферменты – биологические катализаторы всех реакций в организме. Сколько длится процесс пищеварения? Витамины.

Транспортная система. Тело человека можно представить в виде страны, состоящей из множества маленьких деревушек, изолированных друг от друга, – клеток. Для того, чтобы нормально существовать, они должны снабжаться всем необходимым: сахарами в качестве топлива, кислородом, чтобы это топливо сжигать, белками – чтобы вести строительство и ремонт. Роль транспортной системы выполняют кровь и лимфа.

Кровь и кровообращение. Строение, состав, значение крови. Иммунитет. Сердце. Группы крови. Резус-фактор. Два круга кровообращения. Пульс. Давление.

Дыхание. Строение системы дыхания, ее значение. Дыхательные движения. Снабжение организма кислородом.

Скелет и мышцы. Строение и значение скелета, мышц. Соединения костей. Состав костей. Движение организма с помощью мышц и костей.

Нервная система. Нервная система обеспечивает взаимодействие разных частей организма и выполняет контролирующую функцию. По нервам передаются инструкции от мозга к мышечным и другим клеткам. Строение и функции спинного и головного мозга.

Органы чувств. Строение органов чувств. Значение высшей нервной деятельности в работе органов чувств. Зрение. Слух. Обоняние и вкус. Осязание.

Железы внутренней и внешней секреции. Химические посланники, действующие внутри организма, – гормоны. Внутренние часы человека. Гормоны и кожа. Карлики и гиганты.

Репродуктивная система. Для того чтобы продолжать свой род и не вымереть, все живые существа должны размножаться. Особенности размножения у человека. Информация, необходимая для воспроизведения себе подобных, заключена в геноме человека.

Литература для учителя

1. Лемеза Н.А. и др. Биология. Сборник для поступающих в вузы. – М., 2001.

2. Богданов А.С. и др. Биология. Сборник для поступающих в вузы. – М., 2003.

3. Муртазин Г.М. Активные формы обучения биологии. Человек и его здоровье. – М., 1999.

4. Периодические издания: журнал «Биология в школе» и газета «Биология» («Первое сентября»).

5. Компьютерная программа «Анатомия человека».

Литература для учащихся

1. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2004.

2. Батуев А.С. и др. Человек. Основы физиологии и психологии. – М.: Дрофа, 2000.

3. Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. – М., 1992.

4. Тэтчел Д., Веллс Д. Ты и твое питание. – М., 1996.

Тематическое планирование

Тема

Часы

Вид занятий

Содержание

1

Организм человека и его строение

1

Практическая работа

Определение экологического состояния территории гимназии и его влияние на здоровье гимназистов

2

Клетка. Ткани

1

Лабораторная работа

Строение клетки и тканей. Определение их сходства и различия

3

Пищеварительная система

2

Практическая работа

Изучите свою ротовую полость. Рассмотрите и определите типы зубов. Сделайте вывод о состоянии ваших зубов

4

Транспортная система

2

Лабораторная работа

Действие ферментов слюны на крахмал. Действие желудочного сока на белки. Составление схемы обмена органических и неорганических веществ

5

Кровь и кровообращение

1

Практическая работа

Микроскопическое строение крови человека.
Подсчет частоты пульса.
Функциональные нарушения работы сердца

6

Дыхание

1

Лабораторная работа

Определение жизненного объема легких. Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха

7

Скелет и мышцы

1

Практическая работа

Определение гибкости позвоночника. Выявление нарушения осанки. Определение наличия плоскостопия

8

Нервная система

2

Практическая работа

Изучение условий, необходимых для удержания внимания на объекте

9

Органы чувств

1

Практическая работа

Профилактические упражнения для предупреждения близорукости. Влияние шума на слух

10

Железы внутренней секреции

1

Практическая работа

Роль гуморальной системы. Причины, увеличивающие или уменьшающие выброс гормонов (на примере адреналина)

11

Репродуктивная система

2

Практическая работа

Определение наследственных фенотипически проявляющихся признаков

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru