Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №15/2007
Глобальные экологические проблемы современности

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

Н.С. ИВАНОВА,
учитель биологии,
МОУ «Гимназия № 44»,
г. Новокузнецк

Глобальные экологические проблемы современности

Элективный курс для учащихся 10-х классов

Пояснительная записка

Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. В него входит осознание сущности экологических законов; понимание причин противоречий в системе «природа–общество»; осознание опасности глобальных экокатастроф и локальных экологических кризисов; осознание необходимости морального выбора способа деятельности; познание себя как части окружающего мира. Если для сохранения себя человек должен сохранять природу, то для охраны природы он должен развивать себя.

Цель курса: сформировать у учащихся представление о высокой скорости антропогенных преобразований биосферы, об ответственности человека за состояние естественного природного окружения.

Задачи:

– углубление знаний о закономерностях устойчивого развития природных и природно-социальных экосистем;
– формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды;
– развитие способности к целевому, причинностному и вероятностному анализу экологических ситуаций, убеждения в возможности решения экологических проблем;
– развитие умения прогнозировать возможные пути сохранения генофонда биосферы и здоровья человечества.

Программа предполагает расширение знаний учащихся о влиянии различных отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства на состояние окружающей среды. Школьники должны получить представление о тех изменениях и последствиях, которые возникают в результате техногенного воздействия человека на природу, о мерах по предотвращению отрицательного влияния на биосферу.

Программа реализуется через различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, проектный, исследовательское моделирование.

Показателем эффективности формирования экологических знаний должна стать экологическая ответственность и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.

Содержание программы

Тема: «Глобальная экология» (8 ч)

Раскрывает единство и целостность биосферы как интегральной оболочки планеты.

Биосфера и границы жизни. Живое вещество биосферы обеспечивает непрерывность жизни и самоочищение природной среды. Понятие жизни как открытой макроскопической системы, выраженной в упорядоченности и устойчивости скопления большого числа атомов, образующих разнообразные химические соединения. Биогеохимический круговорот веществ. Социальная и прикладная экология. Развитие цивилизации и возрастающее воздействие человека на биосферные процессы. Потребительское отношение к природе. Экологические проблемы современного человечества: демографическая, сырьевая, изменение климата и др. Угроза экологической катастрофы и пути ее предотвращения.

Тема: «Экологические факторы» (6 ч)

Важнейшие факторы, определяющие условия существования организмов. Экологические условия. Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы. Закон минимума. Закон оптимума. Адаптации.

Тема: «Антропогенное воздействие на биосферу» (10 ч)

Современное состояние природной среды. Загрязнители природной среды и их основные виды. Мониторинг. Предельно допустимый сброс (ПДС). Предельно допустимая концентрация (ПДК).

Атмосфера, ее структура и состав. Взаимосвязь процессов, протекающих в атмосфере. Основные источники загрязнения атмосферы. Влияние загрязнения атмосферы на живые организмы.

Почва – биокосная система. Виды загрязнения почв. Эрозия почв. Рекультивация почв.

Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнение природных вод, виды и последствия загрязнений.

Радиоактивность в биосфере. Особенности и источники радиоактивного заражения биосферы.

Экологические проблемы биосферы. Влияние промышленности, транспорта и сельского хозяйства на естественные природные комплексы.

Основы рационального управления природными ресурсами и их использование.

Тема: «Окружающая среда и здоровье человека» (6 ч)

Состояние биосферы и современные представления о здоровье человека. Пути попадания химических загрязнений в организм человека. Токсические вещества. Отравления. Биологические загрязнения и болезни человека. Инфекционные болезни. Природно-очаговые болезни. Меры профилактики заболеваний. Влияние звуков и шума на организм человека. Шумовая болезнь, пути ее предупреждения. Физические факторы среды и самочувствие человека. Питание и здоровье. Экологически чистые продукты. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

Распространение опасных инфекций

Распространение опасных инфекций

Тема: «Природоохранная деятельность человека» (4 ч)

Экологическая этика, культура, образование, мышление, сознание. Правовая защита природы. Экологическая безопасность. Международное сотрудничество в деле охраны природы. Рациональное природопользование. Экологические технологии. Предотвращение технологических и военных катастроф.

Контрольные вопросы

– Каковы основные экологические проблемы?
– Чем отличаются природно-очаговые заболевания от инфекционных?
– Каковы последствия радиационного заражения окружающей среды?
– Каково влияние на здоровье человека пестицидов (инсектицидов, гербицидов и др.)?
– Какие факторы угрожают видовому разнообразию на планете?
– Каковы глобальные последствия осушения болот?
– Какие существуют доказательства глобального изменения климата?
– Какие меры могут решить проблему кислотных дождей?
– В чем положительные и отрицательные стороны парникового эффекта?
– Каковы основные принципы международного сотрудничества в решении экологических проблем?
– Какие международные организации уделяют большое внимание природоохранной деятельности?
– Какие существуют источники загрязнения и загрязнители?
– Что такое ПДК и ПДС, для чего их нужно учитывать?
– Чем характеризуется экологическая культура, мышление?
– Какие вопросы решает глобальная экология?

После прохождения курса учащиеся должны знать:

  • направления и темпы изменений природных экосистем;

  • основные экологические факторы;

  • оценку современного состояния природной среды;

  • экологические проблемы современного человечества;

  • основные источники загрязнения биосферы;

  • характер влияния загрязнения биосферы на протекающие в ней процессы и здоровье человека.

Учащиеся должны уметь:

  • применять экологические знания для анализа последствий различных видов хозяйственной деятельности;

  • определять источники загрязнения окружающей среды;

  • осуществлять элементарные природоохранные мероприятия.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

теоретич.

практич.

Глобальная экология

1. Биосфера и ее границы

1

 

2. Живое вещество биосферы

1

 

3. Жизнь как открытая макросистема

1

 

4. Биогеохимический круговорот веществ

1

 

5. Социальная и прикладная экология

1

 

6. Развитие цивилизации и возрастающее воздействие человека на биосферные процессы

1

 

7. Экологические проблемы современного человечества

1

 

8. Угроза экологической катастрофы и пути ее предотвращения

1

 

Экологические факторы

1. Важнейшие факторы, определяющие условия существования организмов

1

 

2. Абиотические факторы. Практическая работа «Влияние абиотических факторов на живые системы»

 

1

3. Биотические факторы

1

 

4. Антропогенные факторы. Экскурсия

 

1

5. Экологические условия

1

 

6. Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы. Практическая работа «Составление кривых толерантности для разных организмов»

 

1

Антропогенное воздействие на биосферу

1. Современное состояние природной среды

1

 

2. Загрязнители природной среды и их основные виды

1

 

3. Мониторинг

1

 

4. Атмосфера, ее структура и состав

1

 

5. Основные источники загрязнения атмосферы и их влияние на живые организмы. Экскурсия

 

1

6. Почва – биокосная система. Практическая работа «Определение состава почвы»

 

1

7. Виды загрязнения почв. Эрозия почв. Рекультивация почв

1

 

8. Вода – основа жизненных процессов в биосфере

1

 

9. Загрязнение природных вод, его виды и последствия. Практическая работа «Определение вида загрязнения водопроводной воды»

 

1

10. Радиоактивность в биосфере

1

 

Окружающая среда и здоровье человека

1. Состояние биосферы и современные представления о здоровье человека

1

 

2. Пути попадания химических загрязнений в организм человека

1

 

3. Биологические загрязнения и болезни человека

1

 

4. Физические факторы среды и самочувствие человека

1

 

5. Питание и здоровье. Экологически чистые продукты. Практическая работа «Простейшие способы определения качества пищевых продуктов»

 

1

6. Ландшафт как фактор здоровья

 

 

Природоохранная деятельность человека

1. Экологическая этика, культура, образование, мышление, сознание

1

 

2. Правовая защита природы. Экологическая безопасность

1

 

3. Международное сотрудничество в деле охраны природы

1

 

4. Предотвращение технологических и военных катастроф

1

 

Итого:

27

7

Литература

Александров А.П. Ядерная энергетика, человек и окружающая среда. – М., 1995.

Ваейков А.И. Воздействие человека на природу. – М.: Издательство АН СССР, 1963.

Вернадский В.И. Биосфера. – М.: Мысль, 1967.

Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. – М.: Просвещение, 1985.

Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. – М.: Дрофа, 2001.

Макарова Л.Л. Глобальная экологическая сводка. – Ижевск, 2000.

Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. – М.: Дрофа, 2001.

Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. – М.: Дрофа, 2001.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru