Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №15/2007
Собака в городе

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

Е.В. ГАВРИЛЕНКО,
учитель биологии Гимназии № 18,
г. Королёв, Московская обл.

Собака в городе

Элективный курс для учащихся 7–9-х классов

В последнее время средства массовой информации стали часто поднимать вопрос о взаимоотношениях между человеком и собакой, затрагивая трагическую сторону этого вопроса. Нападения собак, как бездомных, так и домашних, на людей не могут оставить равнодушным. Я сама являюсь владельцем собаки служебной породы, с 15 лет на дрессировочной площадке, имею звание судьи-эксперта 3-й категории, 10 лет работаю инструктором по дрессировке служебных собак и как никто другой знаю все трудности их воспитания.

Наше правительство уже не первый год пытается хоть как-то повлиять на процессы, происходящие в области собаководства: утверждены положения о порядке содержания животных в городе, во многих городах оборудованы специальные площадки для выгула собак, работают клубы собаководов-любителей и т.д. Но, несмотря на это, культура содержания собак многими собаководами оставляет желать лучшего. И это мягко сказано!

Я считаю, что начинать воспитание хозяина собаки нужно со школьной скамьи. С того момента, когда ребенок начинает уговаривать родителей купить ему щенка, маленького и хорошенького. Потом щенок вырастает, а вместе с ним растут и проблемы, если его воспитание пущено на самотек.

Надеюсь, что данный элективный курс поможет ребятам избежать многих ошибок в выборе, содержании и воспитании четвероногого друга; станет отправным пунктом в воспитании нового поколения собаководов-любителей.

Пояснительная записка

Собака, как известно, является самым распространенным домашним животным. Человек по достоинству оценил все ее качества, и почти 20 тыс. лет она живет рядом с человеком как полноправный член его семьи. Но, заводя собаку, мы несем полную ответственность за ее воспитание и поведение. Чтобы правильно содержать и кормить собаку, правильно ее воспитывать, необходимо обладать соответствующими знаниями и умениями.

Предлагаемый курс включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии и рассчитан на 17 ч.

Содержание курса направлено на развитие творческих и натуралистических умений, гуманности, формирование экологической культуры. Школьники учатся бережно и заботливо обращаться с природой вообще и с животными в частности. Дети имеют возможность познакомиться с основами профессиональной деятельности кинолога, многое узнают о собаке, о ее значении в жизни человека. Важно научить школьников находить информацию в различных источниках, анализировать, осмысливать и умело ее использовать.

Цели курса: воспитание экологической культуры учащихся на основе теоретических и практических знаний; воспитание грамотного собаковода-любителя, имеющего представление об основных породах собак, их разведении, уходе, дрессировке и содержании в городских условиях.

Задачи курса:

– сформировать у учащихся основные навыки по уходу за собакой и ее дрессировке;
– расширить представления школьников об особенностях анатомии и физиологии собаки;
– сформировать основополагающие понятия о конституции, экстерьере, типах высшей нервной деятельности собак;
– научить определять основные породы собак;
– воспитывать бережное отношение к животным;
– содействовать становлению у школьников знаний об особенностях содержания собаки в условиях города.

Форма обучения: урочная (лекции, беседы).

На первом занятии учитель дает краткий обзор всех разделов курса, предлагает учащимся выбрать форму итоговой работы (реферат или отчет о посещении выставки собак), определяет темы. На итоговом уроке проводится защита рефератов (отчетов).

После прохождения курса учащиеся должны знать:

– основные понятия и термины анатомии и физиологии собаки;
– типы конституции собак;
– типы высшей нервной деятельности собак;
– правила ухода за собакой;
– распространенные болезни собак;
– методы разведения собак;
– методы дрессировки собаки (на уровне общих представлений).

Учащиеся должны уметь:

– оказывать первую помощь собаке при отравлении, солнечном ударе, ранах и ушибах;
– ухаживать за собакой, кормить собаку;
– управлять собакой на улице;
– определять основные породы собак.

Содержание курса

Раздел 1. Происхождение и классификация пород собак (2 ч)

Тема: «Понятие о кинологии. Отряд хищных и семейство псовых в системе животного мира» (1 ч)

Предмет кинологии. Цели и задачи кинологии. Систематическое положение собак в царстве животных. Характерные черты семейства псовых. Процесс одомашнивания собак.

Вид занятий. Лекция, демонстрация фрагментов кино- и видеофильмов.

Тема: «Классификация пород собак» (1 ч)

Понятие о породе. Классификация пород собак. Особенности пород. Пастушьи собаки, овчарки. Молоссы, пинчеры, шнауцеры. Терьеры. Дексхунд (таксы). Шпицы. Гончие. Легавые. Розыскные собаки, спаниели, ретриверы. Комнатные и декоративные собаки. Борзые.

Вид занятий. Лекция. Сообщения учащихся.

Раздел 2. Анатомия и физиология собаки (3 ч)

Тема: «Общие понятия анатомии и физиологии» (1 ч)

Особенности внешнего строения, скелета, мускулатуры собаки. Системы органов собаки. Особенности строения органов дыхания, мочеотделения, потоотделения, пищеварения. Работа кровеносной и лимфатической систем, иммунная система. Аппарат движения собаки.

Вид занятий. Лекция.

Тема: «Стати собаки» (2 ч)

Понятие об общем экстерьере собаки. Конституция собаки. Классификация и характеристика типов конституции собак.

Вид занятий. Лекция. Беседа.

Раздел 3. Основы разведения собак (2 ч)

Тема: «Разведение животных и его социальные аспекты» (1 ч)

Цели и задачи разведения животных. Понятие о селекции. Роль генетики в разведении собак.

Вид занятий. Лекция.

Тема: «Методы разведения собак» (1 ч)

Гибридизация. Скрещивание. Чистопородное разведение. Отбор и подбор родительских пар для разведения: теоретические основы. Понятие инбридинга, лайнбридинга, ауткроссинга.

Вид занятий. Лекция.

Раздел 4. Содержание, сбережение собак (4 ч)

Тема: «Размещение и уход за собакой» (2 ч)

Выбор места для собаки. Прогулка. Кормление. Уход за шерстью, глазами, ушами собаки.

Вид занятий. Лекция. «Круглый стол».

Тема: «Здоровье собаки» (1 ч)

Домашняя аптечка. Причины возникновения болезней. Признаки заболеваний. Наиболее распространенные болезни собак (чума, парвовирусный энтерит, лептоспироз, инфекционный гепатит, бешенство).

Вид занятий. Лекция

Тема: «Оказание собаке первой доврачебной помощи при отравлении, солнечном (тепловом) ударе, ранах и ушибах» (1 ч)

Первая помощь при отравлении. Первая помощь при солнечном (тепловом) ударе. Первая помощь при ушибах и ранах. Кровотечения и их виды.

Практическая работа: «Оказание собаке первой помощи при различных кровотечениях»

Материалы и оборудование: имитаторы различных кровотечений, марлевые салфетки, бинт стерильный, бинт нестерильный, жгут, раствор перекиси водорода, вата, йод, зеленка, резиновый шарик, плюшевая собака.

Учащиеся получают инструктивные карточки с заданием и имитатор кровотечения. После выполнения работы составляется отчет.

Инструктивная карточка

На прогулке ваша собака порезала лапу. Повреждена подушечка. Из раны медленно вытекает темная кровь, каплями просачиваясь по всей поверхности раны. Определите тип кровотечения. Каковы будут ваши действия при оказании первой помощи? Запишите их в тетрадь, продемонстрируйте на игрушечной собаке.

Раздел 5. Теоретические основы дрессировки (4 ч)

Тема: «Общее представление о поведении собак» (2 ч)

Определение понятия «поведение». Формы поведения. Особенности поведения у собак разных полов. Преобладающие поведенческие реакции собаки. Пищевая, оборонительная, ориентировочная реакция. Типы высшей нервной деятельности: возбудимый, подвижный, инертный, слабый. Темперамент. Память.

Вид занятий. Лекция, беседа.

Тема: «Воспитание и дрессировка» (1 ч)

Цели и задачи воспитания и дрессировки. Поведение и научение. Формы научения. Рефлексы условные и безусловные. Методика дрессировки. Понятие «методы дрессировки». Понятие «прием дрессировки». Техника дрессировки. Классификация методов дрессировки.

Вид занятий. Лекция, демонстрация фрагментов кино- и видеофильмов.

Тема: «Воспитание щенков» (1 ч)

Особенности научения у щенков. Подготовительное воспитание. Формирование социального поведения. Фазы поведения щенка (по Шлаафу).

Вид занятий. Лекция.

Раздел 6. Собака и человек (2 ч)

Тема: «Психология общения. Деловой этикет» (1 ч)

Этика взаимопонимания. Настроение собаки. Собака и настроение человека. Кодекс кинолога. Поведение собаки в обществе. Положение о порядке содержания животных в городе. Понятие о хэндлинге. Работа хэндлера. Работа грумера. Выставки собак (общие положения).

Вид занятий. Лекция.

Тема: «За что мы любим собак?» (итоговый урок) (1 ч)

Вид занятий. Защита рефератов или отчетов о посещении выставки собак. (Если содержание реферата соответствует другим темам курса, он может быть защищен ранее – сразу после изучения темы.)

Учитель может самостоятельно дополнить курс практическими занятиями (например, на дрессировочной площадке любого клуба собаководов, на выставке собак и т.д.).

Литература для учителя

Дубров М.З. Стандарты пород собак. – М.: Центрполиграф, 1996.

Зубко В.Н. Служебное собаководство. – М.: ДОСААФ СССР, 1987.

Криволапчук Н. Собака, которой нужно бояться. – М.: Центрполиграф МиМ – Дельта, 2003.

Новиков В. Как сделать собаку чемпионом. Хендлинг. Секреты мастерства. – М.: Аквариум Бук, 2003.

Сваровски И., Отт М., Вундерлих Г. Воспитание собаки. – М.: Янтарный сказ, 1998.

Чебыкина Л. Дрессировка служебных собак. Справочник по дрессировке собак. – М.: Аквариум Принт, 2005.

Литература для учащихся

Гриценко В.В. Послушание собаки. Справочник. – М.: Дельта М, 2002.

Де Приско Э., Джонсон Д.Б. Малый атлас пород собак. – М.: Колос, 1992.

Мычко Е.Н., Лифанова О.Б. Собака в вашем доме. – М.: Нива России, 1993.

Тыра Ю. Всё о собаках. – М.: Книга-сервис, 1996.

Фаллари Р. Собаки. Справочник. – М.: АСТ Астрель, 2002.

Фогель Б. Забота о вашей собаке. Полное руководство по уходу за вашей собакой. – 2003 г.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru