Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №15/2007
Охрана растительного и животного мира. Охраняемые территории России

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

Т.А. ЕРЕМИНА,
учитель биологии школы № 1944,
г. Москва

Охрана растительного и животного мира. Охраняемые территории России

Элективный курс для учащихся 7-х, 8-х,10-х классов

Пояснительная записка

Задачи курса:

– расширение и углубление знаний учащихся о природных зонах, их животном и растительном мире и необходимости его охраны; о роли животных и растений в формировании и сохранении окружающей среды и динамического природного равновесия;
– формирование у учащихся убеждения о необходимости рационального использования животного и растительного мира и реализации практических мер по воспроизводству и охране природных ресурсов.

Курс позволяет расширить представление о степени влияния деятельности человека на отдельные виды и состояние животного и растительного мира в целом.

Россия по своему природному богатству и разнообразию занимает особое место в ряду государств северного полушария. Охраняемые территории – это прежде всего наша Родина, наше достояние, которое необходимо беречь и преумножать. Знакомство с географическими условиями, растительным и животным миром заповедников, заказников, национальных парков дает возможность показать величие нашей Родины, ее необыкновенные красоты и истинные жемчужины природы, воспитывать чувство патриотизма, восхищения родной страной, ответственности за ее достояние; поможет убедить в необходимости работать и вкладывать средства в своей стране; любоваться красотами, путешествуя по ней (экологический туризм).

Курс предусматривает ознакомление с действующим законодательством, постановлениями об охране животного и растительного мира, что позволит пополнить арсенал правовых знаний школьника.

Курс включает организацию семинаров, лабораторных работ, экскурсий в природу, зоопарк, зоологический музей, разработку учащимися проектов и презентаций. Это способствует прочному усвоению знаний и умению обрабатывать собранный научный материал, что может пригодиться в будущей профессиональной деятельности, а также при подготовке учащихся к сознательному выбору профессии.

Курс рассчитан на 16 ч (1 ч в неделю).

После прохождения курса учащиеся должны знать:

– определения понятий ООПТ (особо охраняемые природные территории: заповедник, заказник, национальный парк);
– основные заповедники РФ;
– принципы организации заповедников;
– современное состояние растительного и животного мира на территории России (общее представление);
– факторы, лимитирующие численность разных видов;
– правила охраны природы, основные правовые документы.

Учащиеся должны уметь:

– объяснять необходимость охраны видов;
– объяснять необходимость создания охраняемых территорий;
– составлять информационные описания видов растений и животных;
– заботиться о птицах зимой;
– получать необходимую информацию, работая с литературой, с сетью Интернет.

Содержание курса

Тема: «Разнообразие природных зон России»

Многообразие растительного и животного мира России. Природные условия в разных географических районах.

Деятельность учащихся: просмотр видеофильма «Природные зоны», либо экскурсия в Дарвиновский музей.

Форма контроля: беседы по вопросам.

Тема: «Воздействие человека на видовой состав и численность растений и животных в природе»

Деятельность учащихся: работа с литературой, составление таблиц.

Тема: «Охраняемые территории»

Заповедник, природный биосферный заповедник, заказник, национальный парк. История организации охраняемых территорий.

Деятельность учащихся: прослушивание лекции, сообщения, работа с Интернетом.

Форма контроля: распределение заданий (тем рефератов, презентаций, проектных работ).

Тема: «Древние леса Севера»

Печоро-Илычский заповедник, девственные леса Коми. Орлан-белохвост, скопа, ледниковые реликты: голец палия, сибирский хариус.

Деятельность учащихся: выступления учащихся, лабораторная работа.

Форма контроля: беседа.

Тема: «Последние степи Юга»

Центрально-Черноземный заповедник. Флора: 930 видов, в том числе редкие – рябчик русский, пион тонколистный, ковыли; фауна: 4 тыс. видов насекомых, 39 – млекопитающих, 177 – птиц, 6 – рептилий, 8 – амфибий.

Степи Даурии. Флора – 360 видов сосудистых растений, 3 из которых в Красной книге. Даурский заповедник.

Деятельность учащихся: экскурсия в Зоологический музей.

Форма контроля: беседа.

Тема: «Лотосовые поля Волги»

Астраханский заповедник.

Деятельность учащихся: просмотр видеофильма «Дельта Волги».

Форма контроля: обсуждение.

Тема: «Золотые горы Алтая»

Горные леса (пихта, кедр, ель, лиственница); горные луга; тундры; флора – 1500 видов, есть реликты и эндемики; фауна – охраняемые виды: снежный барс, северный олень, сибирский горный козел, архар, беркут, алтайский улар и черный аист.

Деятельность учащихся: просмотр презентации «Алтай»*.

Форма контроля: обсуждение.

Тема: «Холодные волны Байкала»

Байкальский национальный парк. Байкальский заповедник (входит в состав объекта Всемирного природного наследия). Озеро Байкал.

Деятельность учащихся: просмотр проектной работы «Байкальский заповедник» (http://www.bioproj.jino-net.ru).

Форма контроля: обсуждение.

Тема: «Экзотика Приморья»

Дальневосточный морской заповедник – первый морской заповедник России.

Деятельность учащихся: выступления с рассказом о разных видах животных (по выбору).

Тема: «В Уссурийскую тайгу, в гости к амурскому тигру»

Лазовский заповедник.

Деятельность учащихся: экскурсия в зоопарк, работа с Интернетом.

Форма контроля: беседа.

Тема: «Заповедные острова»

Остров Врангеля, Командорские острова, Кроноцкий заповедник на полуострове Камчатка.

Деятельность учащихся: сбор материала, работа с Интернетом.

Форма контроля: обсуждение.

Тема: «Научная работа по охране природы»

Восстановление численности растений и животных. Кто работает в заповедниках.

Деятельность учащихся: прослушивание лекции.

Форма контроля: тест.

Тема: «Государственные акты по охране природы. Международная деятельность РФ по охране природы»

Деятельность учащихся: работа с Красными книгами.

Тема: «Охрана природы и туризм»

Деятельность учащихся: поход (Приокско-Террасный заповедник, Национальный парк «Лосиный остров»).

Тема: «Редкие животные и растения на гербах»

Создание эмблем заповедников.

Деятельность учащихся: работа на ПК.

Итоговое занятие

Деятельность учащихся: семинар, дискуссия.

Примерный план рассказа о заповеднике:

– история создания;
– географическое положение;
– общее описание природных условий;
– охраняемые виды растений;
– охраняемые виды животных;
– научная работа;
– разработка эмблемы.

Примерный план информационного описания вида животного или растения:

– название русское и латинское;
– отряд (порядок), семейство;
– природоохранный статус на описываемой территории;
– особенности обитания;
– особенности строения;
– факторы, лимитирующие численность;
– необходимые меры охраны.

Возможные экскурсии (Москва, Московская область):

– в зоопарк;
– в Зоологический музей;
– в Дарвиновский музей;
– в Тимирязевский музей (экспозиция орхидей);
– в Приокско-Террасный заповедник;
– в Национальный парк «Лосиный остров».

Возможные лабораторные работы:

– изучение семейства орхидных;
– изучение семейства лилейных;
– изучение отдела Голосеменные (отдельные представители по выбору).

Литература

Аскания-Нова. Фотоальбом. – Киев: Мистецство, 1979.

«Всемирное природное наследие. Российская часть» // Биология в школе, 2001, № 8.

Горохов В.А. По национальным паркам мира. – М.: Просвещение, 1993.

Дроздов Н.Н. Тень гепарда. – М.: Знание, 1992.

Заповедники СССР. Заповедники Кавказа. – М.: «Мысль», 1990.

«Заповедники России» // GEO, 2000, 8.

Приокско-Террасный заповедник. Фотоальбом. – М.: Советская Россия, 1979.

«Природные заповедники России» // Биология в школе, 1999, № 3.

«Природное наследие России» // Greenpeace.

Сто великих заповедников и парков. – М.: Вече, 2002.

Экология (Энциклопедия). – М.: Аванта+, 2001.

Интернет-сайты

http://www.geraldika.ru

http://www.vcn.vorstu.ac.ru

http://www.zapovednik.ru

http://www.floranimal.ru

http://www.fotoland.ru

http://www.biodata.ru

http://www.wikipedia.ru


* Презентация представлена на сайте команды Тушканчики (http://www.bioproj.narod.ru/altai.ppt), содержащем материалы, подготовленные к дистанционной олимпиаде DOOB-2006 по биологии учащимися средней школы № 1944 (г. Москва).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru