Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №22/2007

Я ИДУ НА УРОК

Н.И. БОЛЬШОВА,
учитель биологии МОУ СОШ № 2,
п. Правдинский, Моск. обл.

«Вершина любви – это чудо великое – дети!»

Урок по половому воспитанию

Очень часто учителя биологии обходят стороной тему половой жизни человека, ограничиваясь тем, что задают на дом прочитать параграфы из учебника. Мне кажется, что этот вопрос, имеющий прямое отношение к нравственному воспитанию школьников, заслуживает более серьезного рассмотрения, поэтому ему можно посвятить урок или даже серию уроков.

Основная задача урока – ознакомить детей со строением половых органов, особенностями полового поведения человека, заболеваниями половых органов, в том числе передающихся половым путем, их профилактикой. Фактический материал должен сопровождаться освещением соответствующих моральных и нравственных вопросов. Необходимо настроить учащихся на то, что половая жизнь – это необходимое условие продолжения рода человеческого. Они должны понять или хотя бы задуматься над разницей между сексом и любовью.

Обычно перед уроком в классе оформляется стенд с литературой по данному вопросу. Урок начинается с короткого фронтального опроса, который позволяет вспомнить ранее пройденный материал. Вопросы могут быть следующего содержания.

– Какие типы размножения вам известны?
– Как называются органы размножения у самцов и самок?
– Как называются половые клетки?
– Какой тип оплодотворения является наиболее прогрессивным и почему?

После такого опроса можно приступить к освещению духовной части проблемы. Основной тезис состоит в том, что половые отношения без любви приносят лишь временное удовлетворение физиологических потребностей. Если при этом и возникает беременность, то она, как правило, нежелательна, т.е. такое поведение противоречит инстинкту размножения и, в конечном счете, не приносит счастья. Другое дело, когда основой половых отношений является любовь, взаимное влечение друг к другу.

О любви «немало песен сложено», создано множество стихотворений и поэм, повестей и романсов, серьезных музыкальных произведений. Многие художники оставили нам портреты своих возлюбленных. Прошу детей привести примеры большой любви, а затем напоминаю им о любви Ромео и Джульетты, о чувствах А.С. Пушкина к своей жене Наталье Николаевне. Обычно зачитываю на уроке несколько стихотворений из любовной лирики Пушкина, Есенина или прошу это сделать кого-либо из ребят.

От любовной лирики плавно переходим к физиологической стороне любви и проблемам, которые возникают, когда любовь приходит в школьном возрасте.

На уроке рассказываю о строении половых органов мужчины и женщины. Акцентирую внимание на том, что женские половые органы развиваются и функционируют при температуре человеческого тела. Их охлаждение может привести к серьезным заболеваниям, в частности, связанным с хроническими воспалениями. Поэтому девочкам зимой очень опасно ходить в тонких синтетических колготках. В качестве примера рассказываю о внематочной беременности, когда развитие плода происходит в маточных трубах.

Очень часто у молодых супружеских пар долго не бывает детей. В этом случае рекомендуется провериться обоим супругам. Сегодня мужчины редко ведут здоровый образ жизни: курят, употребляют в большом количестве пиво и другие алкогольные напитки, мало двигаются. Поэтому после 32 лет каждый четвертый мужчина либо импотент, либо количество жизнеспособных сперматозоидов у него недостаточно для зачатия. Курение, употребление алкоголя отрицательно влияют на здоровье потомства. Сигарета, выкуренная за 30 минут до полового акта, может нанести существенный вред здоровью будущего ребенка.

В заключение подчеркиваю, что уже первое половое сношение может привести к беременности, а она очень нежелательна в школьном возрасте. Поэтому очень важно правильное использование противозачаточных средств. Противозачаточные средства я по своему усмотрению делю на следующие три группы.

1. Естественные средства. Это средства наших бабушек и календарный метод.

2. Механические средства: презервативы, спирали, колпачки. Особо останавливаюсь на презервативах и всегда говорю на уроке: «Презерватив – ваш лучший друг, т.к. он предохраняет не только от беременности, но и от венерических заболеваний».

3. Гормональные средства, под влиянием которых нарушается менструальный цикл, и процесс оплодотворения крайне затруднен. На мой взгляд, вмешательство в работу эндокринной системы организма всегда опасно, а в юном возрасте этот способ предохранения может нанести существенный ущерб здоровью.

Очень подробно в этой части урока останавливаюсь на аборте. К сожалению, сегодня в нашей стране это самый распространенный способ прерывания беременности. Однако его отрицательное влияние на физическое и психическое состояние женщины, общественную нравственность столь велико, что в некоторых странах он даже законодательно запрещен. Во-первых, аборт – это большой грех: церковь считает аборт убиением младенца во чреве матери.Во-вторых, даже однократный аборт может привести к осложнениям, и у женщины больше может не быть детей.

Я всегда рассказываю одну историю, которая произошла с моей бывшей ученицей. В год окончания школы эта девочка (назовем ее Оксана) сделала аборт. На вопрос, как же она могла довести дело до беременности, несмотря на все мои беседы и разъяснения, Оксана ответила, что мальчики не хотят пользоваться презервативами. Мы встретились с ней лет через пять. Оксана была грустная. Оказалось, что у нее был выкидыш, и она потеряла ребенка. По мнению врачей, это последствия первого аборта.

В этой части урока всегда подчеркиваю, что ответственность за несвоевременную беременность несут оба партнера и мальчик, и девочка. Жизнь обычно складывается так, что инициаторами близких отношений являются мальчики. Девочкам же надо беречь себя. Раннее начало половой жизни сопряжено с большой нагрузкой на нервную систему, может привести к нарушениям ее функций. Обычно встречи партнеров проходят тайно, не всегда в подходящих условиях, и последствия могут быть непредсказуемы.

Беременность должна быть желанной. Маленькое существо, которое может появиться на свет, все должны ждать с нетерпением и с любовью. Протекание беременности, само развитие плода сильно зависят от состояния женщины. В ходе беременности существуют критические стадии, когда даже незначительные воздействия на плод могут привести к дефектам его развития. Беременная женщина должна быть окружена вниманием, заботой, жизнь ее должна быть полна радости и счастья. Кроме того, на время беременности надо отказаться от вредных привычек и постараться вести здоровый образ жизни. Именно это повышает шансы на появление физически и психически здорового ребенка. Когда у молодых супругов при уже состоявшейся беременности возникает вопрос: «Быть или не быть?», то это, прежде всего, отражается на ребенке. Поэтому каждая беременность должна быть спланирована.

Еще раз подчеркиваю, что ответственность за последствия половых отношений лежит на обоих партнерах. Однако основная тяжесть последствий принятого решения ложится на девочек, поскольку их жизнь подвергается большей опасности.

Необходимо объяснять подросткам разницу между сексом и любовью. Очень часто мы видим в иностранных фильмах, а теперь и в наших, как приходит молодой человек к девушке (или, наоборот, девушка к молодому человеку) и делает ей вполне конкретное предложение: «Давай займемся любовью». При этом часто это предложение делается не одной героине фильма, а нескольким. Это как спорт, о любви, чувствах здесь нет и речи, да и места ей здесь нет, это голая физиология.

Определенная часть урока посвящается венерическим заболеваниям. Сегодня эти болезни сильно помолодели, ими болеют дети в 12–13 лет. Заболевания часто возникают по вине родителей: больные родители заражают новорожденных. Показателен также случай массового заражения детей СПИДом по вине медсестры в Элисте.

Самым коварным заболеванием, передающимся половым путем, является СПИД. Сегодня он эпидемией надвигается на нашу страну. Основным источником заражения является кровь носителя ВИЧ – 99% заражений, оставшийся 1% – это заражение при половом контакте. Сегодня СПИД вышел из группы риска (проститутки, наркоманы, гомосексуалисты) и перешел в круг обычной молодежи. Длительный инкубационный период способствует распространению инфекции: человек может несколько лет не подозревать, что он является носителем ВИЧ, пока не появятся недомогания, которые окажутся проявлениями СПИДа. Привожу несколько примеров из СМИ или прошу учащихся рассказать об известных им случаях из жизни.

Подробно останавливаемся на заболевании сифилисом. Возбудитель сифилиса (люэса) – бледная трепонема (спирохета). Источник заражения сифилисом – больной сифилисом человек. Основной путь заражения – прямой (обычно половой) контакт с больным. Возможен также так называемый бытовой сифилис (заражение через предметы домашнего обихода и т.п.). При врожденном сифилисе заражение происходит внутриутробно – через сосуды плаценты. У больных, не прошедших курс лечения, выделяют 4 периода приобретенного сифилиса: инкубационный, первичный, вторичный и третичный.

Возможен вариант скрытого сифилиса, т.е. внешние проявления болезни отсутствуют, и определить сифилис можно только по анализу крови. Скрытая форма сифилиса не опасна для окружающих, на этой стадии он не передается контактным путем. Однако возможна передача инфекции от беременной женщины развивающемуся плоду. В последние десятилетия отмечается увеличение частоты атипичных форм сифилиса. Обычно у больных со скрытой формой сифилиса развиваются тяжелые поражения головного и спинного мозга.

В третичном периоде может наблюдаться поражение любого органа, но чаще всего происходит поражение кожи, слизистых оболочек и костей. Стенки сосудов истончаются, что приводит к их расширению (аневризме). Это может вызвать разрыв стенок кровеносных сосудов в разных органах, например в головном мозге. В этом случае может наступить мгновенная смерть. Большое количество спирохет в нервной ткани вызывает постепенное ухудшение психических реакций, приводит к личностным изменениям, в результате чего также возможен летальный исход.

Еще одно венерическое заболевание – гонорея, которую вызывает бактерия гонококк (грамотрицательный диплококк). Болезнь часто протекает бессимптомно или симптомы очень слабо выражены и их просто не замечают. Гонококки поражают слизистые оболочки глаз, гортани, прямой кишки и половых органов. Если болезнь не лечить, то она приводит к поражению мозга (менингит), почек, кровеносных сосудов, суставов, кожи и оболочек сердца. И у мужчин, и у женщин следствием гонореи может быть бесплодие. Врожденного иммунитета при гонорее нет, приобретенный не образуется, поэтому возможны многократные повторные инфекции.

У женщин ранние симптомы гонореи выражены очень слабо, женщина на них не обращает внимания, пока половой партнер не обнаружит их у себя. Беременная женщина при родах может передать гонококк младенцу и инфицировать слизистую оболочку глаза, что иногда приводит к слепоте.

Согласно классификации, помимо описанных болезней, к венерическим заболеваниям относятся хламидиоз, микоплазмоз, уреаплазмоз, кандидоз, трихомониаз, гарднереллез, мягкий шанкр и заболевания, вызываемые вирусами папилломы человека, герпеса и цитомегаловирусом. Некоторые из этих болезней известны уже достаточно давно, другие только изучаются медиками. Кроме того, к категории венерических заболеваний относятся чесотка, лобковый педикулез и контагиозный моллюск.

Заканчивая разговор о венерических заболеваниях, всегда говорю подросткам, что при малейшем подозрении на какое-либо заболевание, надо немедленно обратиться к врачу, лучше в государственное лечебное учреждение – там быстро поставят диагноз и пропишут необходимые лекарства. Практически все болезни излечиваются, и чем раньше начато лечение, тем быстрее это произойдет.

В заключение урока прошу учащихся заполнить анкету.

Анкета

1. Откуда вы получили первые знания по данному вопросу?
2. Читаете ли вы литературу из этой области?
3. Справедливо ли говорить о равной ответственности подростков при вступлении в половые отношения?
4. Как вы считаете, возможны ли близкие отношения в период школьной жизни?
5. Кому бы вы сообщили первому, что беременны или что забеременела ваша подруга?
6. Узнали вы что-либо новое для себя на нашем уроке?
7. Нужен ли такой урок?
8. О чем еще вы хотели бы поговорить откровенно?

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru