Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №17/2009

Копилка опыта

Л. А. Шевырталова

Из опыта преподавания биологии в 6-м классе по УМК И.Н. Пономаревой

Учебник И.Н. Пономаревой «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6-й класс». – М.: Вентана-Граф, 2005 развивает концепцию, в основе которой лежит системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. Обучение на основе данного подхода было начато в 5-м классе.

В учебнике присутствует материал, касающийся общих вопросов биологии (царства живой природы, уровни организации живой природы, признаки живого, эволюция органического мира, классификация организмов); методов изучения растений; особенностей строения и функционирования клеток и органов растения; основных процессов жизнедеятельности в растительном организме; многообразия растений; роли растений, бактерий и грибов в экосистемах. Последовательность разделов учебника определяется логикой развития основных понятий – от организменного уровня к надорганизменному – биогеоценотическому. В ходе изложения материала последовательно показано, что взаимосвязь клеток, тканей и органов составляет основу целостности растительного организма, а взаимосвязи растений, бактерий, грибов с окружающей средой – основу растительного сообщества.

Учебник интересен, его содержание соответствует обязательному минимуму биологического образования, также в нем присутствует и дополнительный материал для углубленного изучения предмета. Однако если бы учебник был организован как двухуровневый (его содержание позволяет это сделать), это сделало бы его более универсальным. Кроме того, к недостаткам можно отнести перегруженность некоторых параграфов новыми понятиями и терминами.

Модели уроков блока «Клеточное строение растений»
(глава 2-я рассматриваемого учебника. 5 ч.)

Развитие общебиологического понятия о клеточном строении живых организмов – одна из важнейших задач школьного курса биологии.

Первоначальные представления и понятия о клетке и клеточном строении живого организма формируются у школьников в 5-м классе в разделе «Жизнь на Земле», в темах «Живые клетки», «Большой мир маленьких клеток». На основе полученных знаний представляется возможным развивать в последующих темах понятие о клеточном строении органов растения, состоящих из разнообразных тканей. Усвоение этого материала необходимо для понимания жизненных процессов, происходящих в растительном организме: роста, питания, передвижения веществ в организме, размножения.

Воспитательное значение темы вытекает из ее содержания, вызывающего у школьников большой интерес к изучению ранее неизвестного им внутреннего строения растительного организма с помощью увеличительных приборов и другого лабораторного оборудования. Приготовление микропрепаратов, работа с микроскопом способствуют развитию у школьников аккуратности, наблюдательности, воображения, логического мышления.

Объекты, на которых можно проводить первоначальное знакомство с клеточным строением растений и строением клеток, описаны в учебнике. Однако на практике могут быть использованы и другие объекты. Например, пыльцевые зерна тыквы и других тыквенных, а также мальв, представляющих собой отдельные крупные клетки. Можно использовать листья традесканции и волоски кожицы стебля традесканции. Волоски на семенах хлопчатника – это тоже клетки длиной от 1 до 5 см и более.

Затем учащиеся изучают строение клетки, ее части, видимые в школьный микроскоп: оболочку, цитоплазму, ядро, пластиды, вакуоли с клеточным соком. При этом от учеников требуется знание не только названий частей живой клетки, но и взаимного их расположения. В этой теме даются элементарные понятия о процессах, протекающих в клетке: движении цитоплазмы, поступлении веществ в клетку, делении и росте.

Учащиеся осваивают приемы изготовления простейших микропрепаратов, знакомятся с правилами пользования лупой и микроскопом.

Представленный в учебнике материал по теме доступен, логично изложен и соответствует возрастным особенностям учащихся. Трудности могут возникнуть при изучении темы «Жизнедеятельность клетки», когда идет формирование знаний об обмене веществ, о поступлении и удалении веществ из клетки. Формируя общее представление о клеточном строении, я предлагаю включить в блок «Клеточное строение растений» урок «Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества». На этом уроке уместно показать опыты по обнаружению органических и неорганических веществ в органах растений.

Календарно-тематическое планирование по блоку «Клеточное строение растений»

Тема урока

Неделя, месяц

Тип урока

Практическая часть

Творчество

Контроль

Примечание

1. Приборы для изучения строения растений. Строение растительной клетки

4-я неделя сентября

Комбинированный урок

Лабораторная работа

 

Тесты

 

2. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки

1-я неделя октября

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Практическая работа

 

Тесты

 

3. Ткани, их виды и строение

1-я неделя октября

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

 

Изготовление клетки из пластилина

Тесты

 

4. Биологическая лаборатория, работа в ней

2-я неделя октября

Урок комплексного применения знаний

Лабораторная работа
Практическая работа

Составление чайнворда

Тесты, инд. карточки

 

5. Обобщение знаний в форме игры «Счастливый случай»

2-я неделя октября

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

 

Игра «Счастливый случай»

Оценка работы групп

 

Урок 1. Приборы для изучения строения растений. Строение растительной клетки

Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Цели по содержанию.

Образовательные: повторить материал об устройстве увеличительных приборов – лупы и микроскопа и правилах работы с ними; показать технику приготовления микропрепаратов; сформировать знания о частях растительной клетки, научить делать схематические зарисовки клетки и обозначать ее части.

Развивающие: развить умение работать с микроскопом и приготовлять временные микропрепараты.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, бережное отношение к оборудованию урока.

Оборудование: таблица «Строение растительной клетки»; увеличительные приборы – лупа и световой микроскоп; инструментарий для приготовления микропрепаратов; разноцветные карточки.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места, создает рабочую, доброжелательную обстановку

Приветствуют учителя, проверяют наличие средств обучения

Мотивация и целеполагание

Мотивирует учеников на работу с увеличительными приборами, на изучение и углубление знаний о клетке. Предлагает сформулировать задачи урока

Формулируют задачи урока

Актуализация знаний и умений

Проверяет знания о четырех средах жизни растений, об особенностях существования растений в каждой из них (фронтальный и индивидуальный опрос  с использованием дидактической карточки № 6).

Отвечают на вопросы, выполняют задания дидактической карточки

Первичное усвоение учебного материала

Демонстрирует увеличительные приборы, рассказывает об их использовании в биологических, в частности ботанических, исследованиях и об истории открытия клеточного строения организмов

Слушают учителя

Осмысление учебного материала

Проводит беседу об устройстве светового микроскопа после самостоятельной работы. Объясняет правила работы с микроскопом. Демонстрирует технику приготовления микропрепарата из мякоти плода томата, кожицы мясистого листа лука

Самостоятельно работают с рис. 20 и текстом §6 учебника. Принимают участие в беседе. Слушают, следят за учителем

Систематизация знаний и умений

Рассказывает с опорой на рис. 21 учебника о внутреннем строении клетки, дает характеристику органоидов, делает схематический рисунок на доске, обращает внимание на правильность оформления рисунка

Следят за рассказом по рис. 21 учебника. Рисуют схему, делают надписи

Применение знаний

Предлагает выполнить Лабораторную работу № 5 «Строение клетки мясистого листа лука»

Выполняют лабораторную работу, работая в парах

Проверка уровня усвоения материала

Выдает задание для контроля знаний и умений (см. ниже)

Выполняют задание

Информация о домашнем задании

1. Изучить §6 и 7 учебника, выполнить задание 1 и 3 в Рабочей тетради № 1.
2. Просмотреть записи в тетради.
3. Изготовить из пластилина модель клетки. Принести пластилин к следующему уроку.

Записывают задания, задают учителю уточняющие вопросы

Рефлексия

Предлагает игру «Светофор».
Зеленый цвет карточки – урок понравился, особенно…
Жёлтый цвет – урок понравился, но…
Красный цвет – урок не понравился, потому что…

Комментируют показанный цветовой сигнал

Задание для контроля знаний

Для каждой из предложенных частей клетки подберите нужные характеристики и запишите соответствующие им цифры в таблицу.

Пластиды

Оболочка

Цитоплазма

Ядро

Вакуоль

4

1

3

5

2

Характеристики частей клетки:

1. Клеточная стенка, ограничивающая внутреннюю часть клетки.
2. Полость с клеточным соком, содержащая сахара, другие органические вещества и соли.
3. Бесцветное вязкое вещество, в котором находятся все части клетки.
4. Зернистые образования различной формы и цвета.
5. Темное, плотное образование, являющееся основной частью клетки.

Урок 2. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки

Дидактическая цель: создать условия для осмысления блока новой учебной информации.

Цели по содержанию.

Образовательные: дать элементарное представление о веществах, из которых состоит растение, познакомить с проявлениями жизнедеятельности клетки; сформировать представление о движении, питании, дыхании, обмене веществ, росте и размножении растительных клеток.

Развивающие: развивать понятие о клетке как живой единице растительного организма.

Воспитательные: воспитывать культуру труда.

Оборудование: таблица «Рост и деление клеток»; срезанная зеленая трава, сухие растения, плоды растений: подсолнечника, пшеницы, фасоли; льняные волокна, хлопковая вата; мука, марля 15×15 см, йод, два стакана с водой, картофель, побег элодеи, предметные стекла, 4 микроскопа, пипетка.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места, просит показать модели клеток из пластилина

Приветствуют учителя, показывают модели клеток

Актуализация знаний и умений

Предлагает самостоятельную работу по двум вариантам (см. ниже)

Выполняют задания самостоятельной работы. Сдают учителю

Мотивация и целеполагание

Показывая плоды яблока, банана, апельсина мотивирует на изучение темы урока. Предлагает сформулировать тему урока, записать в тетради план урока (см. ниже)

Записывают в тетради тему и план урока

Первичное усвоение материала

Демонстрирует (с элементами беседы) опыты по обнаружению в растениях воды, минеральных веществ, органических веществ. Предлагает записать на доске схему «Вещества» (см. ниже).Предлагает сделать вывод о химическом составе клетки.

Смотрят опыты. Отвечают на вопросы. Записывают схему в тетрадь. Делают вывод, записывают в тетрадь.

Просит перечислить основные процессы жизнедеятельности растений. Задет вопрос: «На каком уровне они осуществляются?» Делает вывод.

Перечисляют, пытаются ответить на вопрос, сделать вывод.

Объясняет, демонстрируя опыт, движение цитоплазмы в листе элодеи. Рассказывает о питании и дыхании клетки, обмене веществ. Предлагает работать с текстом учебника к рис. 23 и рассказать о делении клетки. Поправляет рассказ, помогает сделать вывод

Смотрят опыт. Слушают, отвечают на вопросы. Работают с текстом учебника, рассказывают по рисунку

Осмысление учебной информации

Предлагает выполнить задание, используя учебник на с. 22–23 (см. ниже). Проверяет правильность выполнения, оценивает

Выполняют задание

Первичное закрепление учебного материала

Предлагает вопросы для фронтальной беседы о процессах жизнедеятельности растительной клетки и их значении, о химическом составе клетки

Отвечают на вопросы

Информация о домашнем задании

1. Изучить §8, выполнить задания 1 и 2 из Рабочей тетради №1.
2. Учить термины по теме

Записывают задание в дневник

Рефлексия

Предлагает ответить на вопросы:
1. Что нового узнал и чему научился?
2. Доволен ли своей работой?
3. Какие основные термины и понятия звучали на уроке?

Отвечают на вопросы, комментируют свои ответы

Самостоятельная работа

1 вариант

А. Рассмотрите рисунок. Какие части клетки обозначены цифрами 1–6?

Б. Объясните, какое значение в клетке имеют ядро, вакуоль, клеточная оболочка.

В. Выбери и подчеркни правильный ответ.

1. К низшим растениям относятся:

а) грибы;
б) водоросли;
в) мхи;
г) все перечисленное.

2. Содержание воды в листьях и стеблях клевера составляет:

а) 45%;
б) 55%;
в) 65%;
г) 75%.

3. Углеводы в клубнях картофеля это:

а) белок; 
б) минеральные вещества;
в) крахмал;
г) все перечисленное.

4. Растение, содержащее много сахара:

а) фасоль; 
б) подсолнечник;
в) сахарный тростник;
г) пшеница.

2 вариант

А. Сделайте схематический рисунок клетки и обозначьте клеточную оболочку, клеточную мембрану, ядро, вакуоль.

Б. Объясните, какое значение в клетке имеют клеточная мембрана, цитоплазма, пластиды.

В. Выбери и подчеркни правильный ответ.

1. Белков особенно много в семенах:

а) фасоли;
б) льна;
в) конопли;
г) хлопчатника.

2. Много крахмала содержат плоды:

а) томата;
б) огурца;
в) банана;
г) подсолнечника.

3. Жиров много в семенах:

а) подсолнечника;
б) горчицы; 
в) сои;
г) верны все ответы.

План урока

І. Вещества, образующие клетку.

1. Неорганические.
2. Органические.

ІІ. Процессы жизнедеятельности клетки.

1. Движение.
2. Питание.
3. Дыхание.
4. Обмен веществ.
5. Рост и размножение.

Задание для контроля знаний

Для каждой из предложенных частей клетки подберите выполняемые ей функции и запишите соответствующие им цифры в таблицу: 

Пластиды

Оболочка

Цитоплазма

Ядро

Вакуоль

3

5

4

1

2

Функции частей клетки:

1. Обеспечивает рост, размножение и жизнедеятельность клетки. При отсутствии его клетка гибнет.
2. Накапливает питательные вещества и продукты обмена веществ клетки.
3. Содержат вещества (пигменты), придающие растению окраску.
4. Обеспечивает связь между всеми частями клетки, способна к движению.
5. Предохраняет клетку от внешних воздействий, служит опорой и придает форму.

Урок 3. Ткани, их виды и строение

Дидактическая цель: создать условия для осмысления блока новой учебной информации.

Цели по содержанию.

Образовательные: сформировать представления о растительных тканях и их многообразии; раскрыть особенности строения и функций растительных тканей.

Развивающие: развивать мыслительные способности, умения сравнивать и обобщать.

Воспитательные: воспитывать культуру труда, аккуратность при работе с таблицей.

Оборудование: таблицы «Внутреннее строение стебля», «Внутреннее строение листа», микропрепараты «Анатомия растений».

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку

Мотивация и целеполагание

Сообщает тему и цели урока. Предлагает вылепить на плоскости модель клетки из пластилина в определенной последовательности: сначала оболочку, затем цитоплазму и т.д.

Записывают в тетради.
Демонстрируют свои модели клетки

Актуализация знаний и умений

Предлагает работу по карточкам (см. ниже).
Вызывает к доске зарисовать строение растительной клетки, рост клетки. Ведет фронтальный опрос о процессах жизнедеятельности растительной клетки. Собирает работы по карточкам. Обобщает знания о клетке, делает выводы

Работают с карточками. Работают у доски и отвечают.
Отвечают на вопросы. Сдают карточки

Первичное усвоение материала

Рассказывает с демонстрацией таблиц о тканях, формулирует понятие ткани. Предлагает самостоятельную работу с текстом §9 учебника о видах растительных тканей.
Демонстрирует микропрепараты растительных клеток

Записывают определение в тетрадь.
Работают с учебником.
Подходят к столу и смотрят микропрепараты

Осмысление учебной информации

Предлагает заполнить таблицу «Виды тканей» (см. ниже)

Заполняют таблицу, работая индивидуально

Первичное закрепление учебного материала

Предлагает взаимопроверку заполненных таблиц с последующей коррекцией. Делает вывод о работе с таблицей

Корректируют таблицу

Информация о домашнем задании

1. Изучить §9 учебника и ответить на вопросы рубрики «Какие утверждения верны?»
2. Повторить термины и понятия

Записывают в дневник, задают вопросы

Рефлексия

Предлагает учащимся оценить их работу на уроке:
«5» – выполнил все задания, отвечал на вопросы;
«4» – выполнил все задания, но ошибался при ответах на вопросы;
«3» – частично ошибался, выполнил половину заданий;
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
«1» – вообще не выполнил задания

 

Работа по карточкам

Карточка 1.

Рассмотрите обозначенные цифрами рисунки разных стадий деления растительной клетки. Выпишите цифры в порядке, соответствующем последовательности стадий и кратко опишите ход процесса деления.

Карточка 2.

Рассмотрите рисунок. Каким номером обозначена самая молодая клетка, а каким – самая старая? Кратко опишите, чем отличаются молодые клетки от старых.

Таблица. Виды тканей

Вид ткани

Где располагаются клетки

Строение клеток ткани

Значение клеток ткани

1. Образовательная      
2. Основная      
3. Покровная      
4. Проводящая      
5. Механическая      

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru